Хабаровск православный Журнал Великая среда: поцелуй предательства...

Великая среда: поцелуй предательства...

Юлия Шутова

11.04.2012

Пичуга на ветвях не вьет гнездо.
Холодной ртутью сок по древесине
Пульсирует, и в памяти одно –
Болтается Иуда на осине.
(В. Молчанов)

Обман и предательство – два слова, отражающие в себе боль, скорбь, грех, трагедию. Обман и предательство – два слова, тесно вошедшие в  нашу духовную жизнь и в человеческие отношения друг с другом. Два слова, о которых мы вспоминаем в Страстную среду, всматриваясь в собственную душу через призму великих и трагических Евангельских событий. 

Как часто в своей жизни мы любим повторять, что свободны, независимы, живем так, как хотим, не замечая, что все мы рабы: страстей, желаний, немощей, наслаждений...

В Страстную среду Церковь вспоминает двух людей: женщину по имени Мария, бывшую некогда блудницей, ставшую символом покаяния и мужчину по имени Иуда, одного из двенадцати апостолов, ставшего символом предательства.  Одна, отдав все, что имела, изливала драгоценное миро на ноги Спасителя, получив милость и прощение от Господа, другой, предав все, что имел, получил 30 сребреников, погубив себя.

Все мы подвержены греху, в каждом из нас есть склонность к тому или иному соблазну, а то и к нескольким. Но у каждого из нас есть выбор: Господь дарует нам свободу – самый прекрасный и самый сложный дар, которым нужно уметь мудро воспользоваться. Два этих примера показательны в этом плане. У Иуды была страсть к деньгам и, разрешив этой страсти безраздельно господствовать в своей душе, он открыл свое сердце для диавола.  Сребролюбие, сродни безумию: оно породило зло, и, увлеченный им Иуда, предал Христа. Это злой корень, который приводит в неистовство душу, овладевает ей, заставляя забыть обо всем:  и о себе, и о ближних, и о Боге. И ничто: близость с Иисусом Христом, общение в трапезе, чудеса, учение, увещание, наставление не смогло Иуде справиться с грехом. Поэтому справедливо апостол Павел говорил: корень всем злым сребролюбие есть (1 Тим. VI, 10).

Иуда стал орудием диавола, старавшегося употребить все средства, чтобы отвратить Христа от спасительного подвига. В начале служения диавол искушает Его в пустыне, а впоследствии через Иуду. Поэтому Христос говорит ученикам: «Один из вас диавол». (Ин. 6, 70).

Власть диавола над Иудой не только не позволила ему после того, как он увидел, что предал Кровь неповинною, принести покаяние, а привела к самоубийству. Святые отцы бесовским называют состояние гордыни, когда человек не видит необходимости в покаянии, так как он чаще всего «мнит себя быть равным Богу». Но святоотеческая письменность бесовским состоянием именует и уныние, когда человек уже не видит возможности в покаянии. И то, и другое ведет к вечной погибели.

Диавол обманул Иуду, как и подобает отцу лжи, ни сколько не заботясь о том, что будет потом с ослепленным жаждой богатства несчастным. Обман и предательство – два слова, отражающие в себе боль, скорбь, грех, трагедию. Через обман – орудие сатаны, человеческое предательство Иуды привело его к краху призрачных надежд, повлекших за собой смерть: и физическую и духовную. Страшная смерть в петле лишила его того, ради чего жили и умирали христиане на протяжении всей истории Церкви – надежды на Спасение.

Страстная среда, как день, который дает нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. Потому что никогда в истории человечества ни одно предательство не помогало людям достигать благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми, и зыбким становится то счастье, к которому устремляется человек через обман и ложь.

В наш век, когда деньги заменяют человеку все, когда в погоне за «разноцветными бумажками» люди не гнушаются ни обманом, ни ложью, ни кровью, ни смертью, когда золото способно заменить совесть и нравственность, хочется вспомнить слова свт. Иоанна Златоуста:

«Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился».


Церковь, Великий пост