Наталия Скуратовская: «Чтобы приблизиться к духовным вопросам, нужно расчистить место от психологического мусора»
Информационный отдел Хабаровской епархии19.09.2013
С 6 по 16 сентября 2013 года по благословению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия в Хабаровской духовной семинарии прошел первый цикл занятий из курса «Практическая пастырская психология». Авторская программа психолога Наталии Станиславовны Скуратовской рассчитана на два года, она разработана в качестве практического дополнения к проводимому в семинарии базовому курсу психологии.
Наталия Скуротовская – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Факультет психологии, генерального директора комании «Viv АКТИВ», консультант, бизнес-тренер.
Хабаровская духовная семинария стала своего рода экспериментальной площадкой: впервые в системе духовного образования в семинарии преподается курс «Практической пастырской психологии» в активном тренинговом формате.
Каждый семестр студенты очного отделения будут «погружаться» в двухнедельный интенсив, а закреплять пройденный материал на вебинарах. Курс состоит из тематических блоков: психология личности, социальная психология, психология общения, мотивация, публичные выступления и дискуссии, самоорганизация, управление временем, стрессами.
- Наталия Станиславовна, расскажите, как появился курс практической психологии?
«Идея родилась три года назад, во время проведения «Психологической школы пастыря» в городе Петропавловск-Камчатский. Когда мы разбирали непростые ситуации, многие отцы говорили: «Ах, если бы я это знал в семинарии», ведь от священника всегда ждут многого: совета, наставления, вразумления, утешения, без поправки на возраст и на опыт.
-В чем особенности психологии пастырской?
- Церковь – это мистическое Тело Христово, с другой стороны – это и организация. У нее есть свои задачи, распределение ответственности, иерархия. Когда мы подходим к решению этих задач в Церкви, то мы всегда подразумеваем духовное измерение. Для практической пастырской психологии это означает, что мы всегда ориентируемся на святоотеческое учение, находим точки соприкосновения святоотеческой и светской психологии, отсекаем методы, неприемлемые для православного человека. Например, в психологии есть много методик развития уверенности в себе, которые одновременно способствуют развитию эгоизма и гордыни. Весь путь православного христианина направлен на борьбу с этим грехом, поэтому, нужно искать другие пути решения проблемы.
-Например, как преодолеть неуверенность, так сказать, «по-православному»?
- Нужно разобраться, что подрывает нашу уверенность? Страх, тщеславие (желание произвести на кого-то лучшее впечатление, чем то, что есть на самом деле), инертность (неспособность сопротивляться подавляющей воле других людей).
Можно развить уверенность в себе, если преодолеть свои страхи. Нужно принять себя таким, какой ты есть. Господь нас любит таких, какие мы есть и принимает, почему мы должны себя презирать? Расставить правильно акценты. Понять, что нет смысла казаться лучше, чем есть на самом деле, нужно просто стремиться на самом деле быть лучше. Кстати, борьба со страхами и страстями - это важная аскетическая задача.
-Многие священнослужители с осторожностью относятся к психологам и психологической науке. Как Вы думаете, почему?
- Когда возникает вопрос, зачем психология, если есть святые отцы, то я отвечаю: Если человек твердо встал на путь духовного совершенствования, если для него нет на данном этапе жизни цели важнее, чем быть с Богом, то ему психология совершенно не нужна. Но много ли таких людей на приходах? Чтобы стать на аскетический путь, человек должен дорасти. Пока этого не произошло, он страдает от душевных нестроений, которые ему мешают приблизиться к духовным вопросам. Чтобы помочь другим людям, нужно расчистить место от психологического мусора, который каждый из нас в себе носит. Будущий пастырь должен понимать, как функционирует психика, сознание, как строятся отношения между людьми, из-за чего возникают конфликты.
-Какие темы были студентам наиболее интересны?
- Управление диалогом, ведение дискуссий, публичные выступления.. Многое зависит от личностных качеств ребят, те у кого был ораторский опыт и навыки работы в команде, более сознательно подошли к занятиям. С пониманием, что после семинарии им эти знания понадобятся. Но для кого-то это пока что абстрактный материал.
За неделю невозможно сделать человека психологически компетентным, поэтому моя задача на данном этапе заключается в том, чтобы пробудить интерес и заставить думать. Этот курс не только обучение, но и воспитание, процесс личностного роста. Надеюсь, что это поможет семинаристам в начале служения в приходской, миссионерской, педагогической практике, то есть в любом деле, требующем общения с людьми.