Миссионерский стан в тундре и мегаполисе
Епархиальная газета "Образ и подобие", №5 август 2013 г.16.10.2013
Об авторе:
Игумен Агафангел (Белых) родился 27 апреля 1969 года в г. Старый Оскол Белгородской области. Детство провёл на фабричной окраине. Родители преподавали в школе математику и черчение. Учился в трех городских школах (последнюю окончил экстерном, как и все учебные заведения, которые мне вообще когда-либо удавалось окончить).
Был счастливым октябрёнком. В пионеры приняли последним из класса. В комсомол не приняли.
С середины 80-х считал себя “системным” человеком, ближе всего стоящим к хиппи. Вёл соответствующую жизнь, колесил по стране автостопом, ходил босиком по асфальту, читал Лао-Цзы.
В 1996-м году поступил в Белгородскую семинарию. Закончил экстерном, в 2001, в сане диакона и в должности преподавателя данной семинарии.
В 2002 г. постриг в мантию в Свято-Троицком, Холковском пещерном монастыре, рукоположен в сан иеромонаха.
В ноябре 2008 г. Патриархом Алексием II возведен «во игумены».
С 2005 года основным послушанием, как сотрудника Синодального миссионерского отдела, являются командировки по Дальнему Востоку и Крайнему Северу - Магаданская область, Чукотка, Якутия. Разрабатывал концепцию учебника "Миссиология" для семинарий.
Координатор сектора миссионерских станов СинМО.
В настоящее время занят строительством храма в честь Спаса Нерукотворного в поселке Тикси (Якутия), миссионерский стан «Спасский».
Ориентация на месте
Учитывая, что места компактного проживания коренных народов Севера находятся далеко от областных и краевых центров, добраться до них бывает крайне сложно. Это не единственная проблема. Количество жителей в таких местах редко превышает несколько сот человек, так что постоянное присутствие священнослужителя в одном населенном пункте может быть затруднено. В таких случаях есть смысл вспомнить о традиции устроения миссионерских станов, получившей развитие у нас в России в первой половине XIX века.
Появилась она не на пустом месте. Ей предшествовала монашеская колонизация сначала Русского Севера, а позже, в XVIII веке, Сибири и Дальнего Востока. Монастыри становились центрами евангельской проповеди окрестным народам, своеобразными «координаторами» миссионерства среди языческого населения. Особое влияние на создание структуры миссионерских станов оказал опыт Алтайской миссии, подробно описанный преп. Макарием Глухаревым, и труды свт. Иннокентия, митрополита Московского, владыки Нестора (Анисимова), епископа Дионисия (Хитрова).
Но исторически корни миссионерских станов уходят еще глубже к христианским общинам, учрежденным апостолами во время их путешествий и описанным в книге Деяний. Так, например, Павел в течение двух лет преподавал основы веры жителям Эфеса. За это время его смогли услышать все окрест живущие греки и евреи. Здесь же его благовестие побудило множество людей отказаться от чародейства.
Он поставил местных пресвитеров и впоследствии не порывал связи с этой общиной, окормлял эту церковь в письмах, направил туда своего сотрудника Тихика.
На этом, апостольском, примере мы определить основные принципы устроения миссионерских станов. Это, во первых, территориальность. Т. е. проповедь Евангелия охватывает конкретную территорию «миссионерской ответственности». Как правило, в пределах одного-двух административных районов. Большую роль здесь играет расположение головного стана на транспортном узле. Например, на реке, по которой можно добраться до остальных селений, а если говорить о нашем времени, то в райцентре, где базируется местная авиация, где сходятся несколько «зимников» и т. п.
Далее, это связь с Церковью - через посланничество миссионеров и материальную помощь. Опыт миссионерских поездок в епархии Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые совершаются сотрудниками СинМО с 1996 года, показывает, что краткосрочные визиты в отдаленные национальные поселки, поспешные крещения без оглашения и т. п. не могут служить достаточным свидетельством о Христе. Необходимо то, что можно назвать «житием вместе». В первый раз люди соберутся в клуб, на беседу с миссионерами, с той же готовностью, с которой они придут и к пятидесятникам или баптистам, или просто к заезжим артистам. Затем разойдутся по домам и вернутся к прежнему образу жизни.
Однажды мой друг священник Сергий Клинцов побывал в тех местах (поселки в среднем течении Алдана), где мы проезжали когда-то с миссионерской экспедицией. Жители поселка его узнали и подошли с просьбой взять обратно крестильные крестики, так как за прошедшее время никакой «помощи» от них не было: «корова сдохла, сарай сгорел, а зарплаты не прибавилось». А ведь в свое время мы крестили в клубе этого поселка несколько десятков человек, после получасовой огласительной беседы.
Осмысляя подобные ошибки, следует сделать вывод о немаловажности именно долгосрочных поездок в отдаленные селения. В зависимости от вида транспорта, времени года и сезонной занятости жителей, минимальным временем продолжительности одной поездки можно считать месяц-полтора. За этот период можно близко сойтись с теми, кто проявляет интерес к вере, высказывает желание принять крещение. Будет время и для неторопливых бесед за чашкой чая, и для каких-то совместных хозяйственных трудов. Будет возможность подыскать хотя бы временное помещение для встреч, для совместной молитвы.
Итогом первой поездки может стать создание небольшой группы верующих, готовых собираться в день воскресный для совершения мирянской службы (конечно, сначала следует научить их совершению этой службы). Пусть это будет 3-4 человека взрослых и несколько детей, но это то евангельское зерно, из которого, даст Бог, произрастет полноценная община. Разумеется, необходима регулярная связь с центральным миссионерским станом. В нашей практике мы всегда стараемся связываться по телефону с православными из отдаленных поселках, передавать им с рейсовыми вертолетами или с иным попутным транспортом книги, свечи, журналы.
Еще одна важная составляющая часть Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции - поставление сотрудников из местных жителей. Другое дело, что часто бывает сложно найти кандидатов, но эта проблема существует и в центральных районах страны.
Без языка?
Также это использование местного языка и культуры - признак универсальности Евангелия и вселенского характера христианской проповеди. Следует максимально использовать переводы Священного Писания на местные языки в богослужении, для чего хорошо бы поручать носителям языка чтение Апостола и Евангелия. С осторожностью можно использовать и национальные орнаменты в украшении икон или помещениях для молитвы. Осторожность необходима потому, что нередко в безобидных орнаментах содержится сакральный смысл: они могут символизировать злых или добрых духов и прочих существ языческого потустороннего мира.
Хорошо зарекомендовала себя печать икон с надписаниями на языке того этноса, в среде которого ведется проповедь. Так как тираж таких икон небольшой, то, обычный цветной принтер и ламинатор, в комплекте с набором красивых фоторамок, позволят изготовить 100-150 иконок для раздачи верующим. использовать переводы Священного Писания на местные языки в богослужении, для чего хорошо бы поручать носителям языка чтение Апостола и Евангелия. С осторожностью можно использовать и национальные орнаменты в украшении икон или помещениях для молитвы. Осторожность необходима потому, что нередко в безобидных орнаментах содержится сакральный смысл: они могут символизировать злых или добрых духов и прочих существ языческого потустороннего мира.
Насаждать и поливать
Итак: главная задача миссионера, начиная с апостольских времен, - принести евангельскую весть тем народам, которые не были просвещены светом Христовым. Приготовить к сознательному крещению тех, кто станет впоследствии ядром будущей общины. В отсутствие священника они способны бывают свидетельствовать о своей вере окружающим. Как правило, в каждый следующий приезд появляются ранее незнакомые люди, также желающие узнать больше о вере и Церкви. Это следствие миссии местной общины.
Основное отличие миссионерского стана от обычного прихода в том, что приход окормляет территорию, где уже, по слову апостола, «было известно имя Христово». Основная забота прихода – способствовать возрастанию паствы в Боге. Забота же миссионерского стана - «насаждать и поливать», в надежде, что вновь образованные локальные общины когда-нибудь станут полноценными приходами.
От Москвы до самых до окраин
Есть люди, полагающие, что в России (в том числе и на северных и дальневосточных её рубежах) уже прозвучала проповедь христианства и нам следует идти в совсем уж отдаленные места. Они говорят о важности миссии в Таиланде, Вьетнаме, Индии и в странах Африки. Однако и в самом центре России - на берегах Енисея, Оби, Лены – все еще множество селений, где еще не звучало слово проповеди. Если население Чукотки всего 50 000 человек, разве это повод отказать этому региону в миссионерском внимании? Если, например, нанайцев всего 17 тыс., а юкагиров около 1 тыс., разве не нужно свидетельствовать им о Христе? Да, и на Чукотке, и среди приамурских народов в XIX веке трудились проповедники. Но эпоха безбожия нанесла жесточайший ущерб еще не окрепшим росткам церковной жизни в этих краях.
К сожалению, мы видим, что делом миссии в отдаленных епархиях Русской Православной Церкви не занимается никто, кроме самих этих епархий. Синодальный миссионерский отдел в настоящее время поддерживает всего около 13-ти миссионерских станов в Якутии, Бурятии, Туве, на Сахалине и т. п. Сотрудниками этих станов являются или клирики Белгородской митрополии и студенты Белгородской семинарии, или же отдельные малочисленные энтузиасты, добровольно пожелавшие потрудиться какое-то время на благо проповеди.
К сожалению, в настоящий момент у нас в Церкви нет традиции привлечения волонтеров для миссионерских экспедиций. Не разработан и канонически никак не обоснован механизм участия в долгосрочных командировках клириков разных епархий. Только начинает определяться финансовая сторона вопроса, а не секрет, что лишь дорожные расходы на одного человека могут доходить до 100 тыс. руб. Но самое главное - у выпускников семинарий и академий нет мотивации для участия в подобных поездках. Если выпускник академии и получает распределение на три года в дальнюю епархию, обычно он дальше кафедрального собора не уезжает, так как архиерей заинтересован в том, чтобы образованный священник трудился в епархиальных структурах. Бывает, что в командировки посылают т. н. «залетчиков»: священнослужителй, нарушивших канонические правила, находящихся под угрозой запрета за пьянство и т. д. Чему такие пастыри могут научить - вопрос риторический. Эти проблемы существуют, и замалчивать их нельзя.
Простые выводы
Понятие «миссионерский стан» на общецерковном уровне впервые прозвучало в 2007 году. Священным Синодом тогда была принята и рекомендована к руководству «Концепция миссионерской деятельности...». В 2010 году, как мы знаем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил и благословил развитие деятельности миссионерских станов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.
Однако, неверно было бы утверждать, что эта традиция, этот способ миссионерства актуальны лишь для отдаленных земель с экстремальным климатом. Миссия Церкви универсальна, и основные её принципы применимы в любом месте, в том числе и в центральных городах, индустриальных зонах и спальных кварталах мегаполисов.
Сельские районы, не имеющие храмов и приходских общин, также могут стать местом для устроения миссионерских станов. Не столь важно при этом, что большинство жителей центральных районов уже крещены в младенчестве. Это крещение, как правило, формальная дань народной традиции, а речь идет о научении взрослых людей доныне им неизвестным основам Православной веры, о сознательном участии в Таинствах Церкви.
На прошедшем в ноябре 2010 года Всецерковном съезде епархиальных миссионеров прозвучали слова о «второй христианизации» России, о необходимости «народной катехизации», и это задает всем нам определенный вектор приложения усилий.
Собрать на большом индустриальном предприятии, где трудится не одна тысяча сотрудников, малую группу по изучению Евангелия, которая бы окормлялась приезжающим священником, - вот первый шаг по устроению миссионерского стана. Проводить в дальнем городском районе, не имеющем храма, регулярные просветительские беседы о вере и Церкви, организовать в любом подходящем помещении молитвенный уголок, не дожидаясь, когда спонсоры выстроят красивый храм, и начать работу по созиданию общины - для этого не нужно больших материальных затрат. Не нужно ничего, кроме желания и готовности потратить всё свое время на дело благовестия.
Традиции свидетельства о Христе, основанные на опыте многих поколений православных подвижников, не могут остаться в прошлом. Они актуальны в той же мере, как актуально для нас само Евангелие, как актуальна заповедь Христова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».