Библейский сюжет. Динарий кесаря
Епархиальная газета "Образ и подобие", №6 сентябрь 2013 г.08.10.2013
Сегодня мы вспоминаем об уроке, преподанном Спасителем, как нам - гражданам Небесного Отечества - относиться к мирским властям. Речь пойдет об истории с динарием кесаря:
"Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?" (Мф. 22, 15-17)
Это была ловушка. Если бы Христос ответил "да, нужно", Его можно было бы обвинить в "пособничестве оккупантам". Ведь Палестина была покорена язычниками, которые не чтили Господа, а динарий стал символом их оскорбительного отношения к иудейским традициям. Изображение людей в Ветхом Завете запрещено, а на монете, о которой спросили Христа, отчеканен был не просто человек, а император, которого римляне почитали, как божество. Поэтому и понадобилась фарисеям помощь иродиан - сторонников марионеточной власти царя Ирода, и, стало быть, Рима. Их презирали, но тут не погнушались услугами предателей, так как ни один фарисей не мог прикоснуться к такой монете, не осквернившись.
Но если бы Спаситель ответил "нет" - это означало бы бунт против Рима, и те же иродиане немедленно донесли бы на Него. Это была вторая причина, по которой их позвали. Вот на какую подлость пошли фарисеи, так хотелось им если не погубить Сына Божьего физически, то хотя бы сокрушить Его авторитет.
Что же Господь?
"Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". (Мф. 22, 19-21)
Это был удар в самое сердце лжи, потому что подати императору фарисеи нехотя, но платили, а воздавать должное Богу отказывались, иначе бы не вышли из послушания Ему и не отвергли бы Спасителя. То был ответ и на вопрос, как нам – христианам - относиться к властям, отвергать ли паспорта, бежать ли от налогов и обязанностей, например, служить в армии. Даже по отношению к римской власти Христос сказал: "Кесарю - кесарево". Тем очевиднее призыв апостола Петра: "Бога бояться, царя чтить" (1 Пет. 2, 17).
Если бы наши предки следовали этому прямому указанию, невозможна была бы революция с ее ужасными последствиями. Десятки тысяч людей мечтали о разрушении власти, договорившись до лжи, будто Христос был первым революционером. И пожали что сеяли: подобно восставшей Иудее, Россия оказалась предана огню и мечу. Не мир нужно менять, а себя, самим преображаться - вот евангельский наказ на все времена.
Владимир Григорян
"Динарий кесаря". Рис. А.Лепетухин
***
В своей композиции я стремился противопоставить одинокую фигуру Христа искушающим Его провокаторам.
Как показать, что на стороне Христа – истина, и показать это пластически? Мне помогла пустота, разделяющая участников сцены. Справа – добро и истина, слева – ложь и коварство.
Но как показать, кто победит в этом противостоянии? Устремленная ввысь колонна помогла монументализировать фигуру Христа, придать ей значительность и непоколебимость.
Формальные композиционные приемы не должны быть назойливыми и легко «считываемыми». Зритель должен чувствовать их воздействие и сам делать выводы, ибо восприятие искусства требует от человека сотворчества, а значит - таланта и свободы.
Еще. Слова Спасителя о необходимости выполнять долг перед кесарем и Богом учит нас не путать земное и небесное, реальное и идеальное. Такая путаница способна порождать большие смуты и нестроения, как в судьбе одного человека, так и в судьбах целых народов.
Если принимать все происходящее с нами как милость Бога, ведущего нас ко спасению, жить становится легко и радостно. Радости этой не могут помешать никакие кесари, никакие невзгоды, болезни и гонения. Потому что они входят в план спасения. И слава Богу за все!
Александр Лепетухин