Хабаровск православный Журнал Чему научит предмет «Основы православной культуры» поколение Z

Чему научит предмет «Основы православной культуры» поколение Z

Информационный отдел Хабаровской епархии

27.05.2021

Часто говорят, что современная школа и так старомодна, а тут еще и Церковь говорит о предмете «Основы православной культуры»: ведь совсем архаично. Но так могут рассуждать только те, кто ничего не знает об этом предмете. О пользе ОПК для поколения Z рассказала Елена Феликсовна Теплова - кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории и культуры религий народов России факультета международного образования Московского института открытого образования и редактор учебника по Основам православной культуры. Она уже знакома хабаровским педагогам ОРКиСЭ, так как уже не первый год проводит обучающие семинары по методике преподавания Православной культуры.

На XI Кирилло-Мефодиевских чтениях она выступила с докладом «Современная молодежь и традиционные ценности: миссия учителя», который был посвящен тому, как говорить с поколением Z о традиционных духовно-нравственных ценностях.

- Главную сложность я вижу в том, что традиционные ценности, о которых должен рассказывать педагог детям, с которыми он должен знакомить, и, кстати, об этом говорит не только Православная культура, но и вся наша великая литература и история, эти ценности и смыслы современным детям непонятны. И педагогу надо подобрать язык общения с этими ребятами, чтобы им это было интересно и душеполезно.

- А что это за язык?

- Вы же знаете, что эти ребята очень хорошо работают с информацией, они быстрей чем учителя наладили дистанционное обучение, ведь Интернет на самом деле обладает большим потенциалом для собственного развития: можно слушать лекции, можно смотреть фильмы, сайты, то есть делать себя маленькими исследователями. Нужно чтобы они не только слышали, что говорит педагог, в основном они визуалы, а чтобы они сами создавали определённый продукт, делали проекты, знакомились, исследовали, потому что эмоция, которая требуется для духовно-нравственного состояния, приходит через личностную работу.

- А что сейчас в плане приоритетов и авторитетов у детей?

- Ребенок больше доверяет Интернету, чем родителям и учителям, и в этом большая проблема. Мы не можем запрещать Интернет, но мы должны учить их становиться активными и сознательными пользователями. Мне кажется, что сейчас перед педагогом стоит задача в более ответственном использовании Интернета, потому что дети не понимают, что сейчас там хранится всё, они часто могут использовать непроверенные сайты, могут оказаться в нехорошем положении, придя на урок и не проверив материал, и в этом случае, мне кажется, учитель должен стать наставником: проверить ссылки, сайты, поработать вместе с ребёнком. Еще одна проблема – современные родители мало разговаривают со своими детьми, и, если бы это мог взять на себя учитель, реализующий духовно-нравственные программы, было бы хорошо, потому что стоит только затронуть детское сердце, оно сразу отзовётся. Отзывается словом, отзывается тем, что дети готовы поделиться своими мыслями, готовы высказать, подумать, оценить, исправить. Мне кажется, в этом главная задача педагогического труда – доверительный разговор со школьником.

- Как преподавать «Основы Православной культуры»?

- Я один из авторов учебника по «Основам православной культуры». Мы учим педагогов работать с этим учебником. Написать хороший учебник, особенно по основам Православной культуры, очень сложно, потому что мы должны говорить простым языком об очень сложных вещах, но нам надо избежать и примитивного языка, это не просто рассказ, это обращение к сердцу, обращение к опыту, и, действительно, когда мы пишем и готовим материалы для педагогов, которые повышают квалификацию в МГПУ, в том числе и по «Основам Православной культуры», фактически приходится выверять каждое слово. Согласитесь, что самое важное, никогда не бывает простым, оно требует размышления, требует усилия и большого внимания со стороны педагога. И преподавать этот предмет нелегко, чтобы не сделать его таким начётническим, а увлечь детей событиями древности, которые представляются для них очень отдалёнными, почти сказочными, чтобы на них дети отреагировали, это очень важно.

- В чем предмет «Основы православной культуры» может помочь ребёнку?

- На мой взгляд «Основы православной культуры» - это предмет о самом важном, о том, как человек должен строить свою жизнь. Не выгода, а долг, не злоба, а прощение. Наши дети, живущие в достаточно счастливом детстве по сравнению с предыдущим поколениями, почти не научены сопереживать, не научены милосердию, не понимают, кто такой ближний. Но ведь счастье -это понятие, которое связано не только с моим состоянием, но и состоянием того, кто рядом. Вот это умение оценить себя и свои поступки с позиции традиционных ценностей, посмотреть внутрь себя – этому учит предмет «Основы Православной культуры».

- Это правда, что некоторые современные дети среди героев ставят и Гитлера?

- Они не ставят его среди героев, они таким образом пытаются спровоцировать мир взрослых, но это, к сожалению, показывает их уровень попыток самореализации и как раз говорит о большом внутреннем вакууме, который они пытаются заполнить на их взгляд, какими-то весёлыми, забавными шагами, но это очень печально, потому что это значит, что этих детей не научили самореализовываться по-другому. Им надо объяснить опасность и сложность ситуации, вот здесь как раз взаимодействие семьи и школы очень важно, наши дети не всегда понимают смыл и последствия тех действий, которые они совершают, это касается и нахождения в Интернете и вообще в жизни. Долг и ответственность за свои поступки: этому и учит предмет «Основы православной культуры».

 



Новости, Отделы, Образование