Хабаровск православный Журнал "Архангеловский поход", место, где до сих пор слышен колокольный звон

"Архангеловский поход", место, где до сих пор слышен колокольный звон

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии).Фото автора

03.06.2013

В оживленной очереди к теплоходу шум и толкотня. Дачники, нагруженные коробками с рассадой, беспокоятся –  количество  мест в теплоходе ограничено. Наша компания явно выделяется из этой «кустистой» толпы. Священнослужители, православная молодежь, сотрудники паломнического центра, журналисты и участники военно-исторического клуба «Амурский Рубеж» - все мы стремимся на историческое и святое место - Архангеловку. Наши попутчики выходят раньше, в Архангеловке нет дачных домиков, да и всех жителей можно пересчитать по пальцам одной руки. Но почему же однажды там побывав, нам хочется вернуться именно сюда?

Через три часа теплоход «Заря» остановился у пристани, откуда катер морской полиции доставил нас к Тифонтайской сопке. Этим маршрутом, правда, занимавшим тогда более 8 часов, в 1915 году следовали многочисленные паломники. Именно здесь в начале прошлого столетия был воздвигнут Богородично-Феодоровский мужской монастырь. После того как в Архангеловке побывали «белые» и «красные», монастырь был полностью разрушен.

Будучи студентом Московской духовной академии, иеромонах Никанор (Лепешев) прочитал в журнале «Русский инок» за 1913 год  объявление настоятеля Богородично-Феодоровского Тунгусского монастыря иеромонаха Иоасафа о сборе пожертвований на строительство обители и заинтересовался. Вернувшись в Хабаровск, решил отыскать это святое место. Помогло общение с краеведами и чтение дневниковых записей В.К.Арсеньева, в которых была помещена карта со схематичным описанием монастырских построек. Так и было положено начало паломническим поездкам в Архангеловку, которые отец Никанор совершает уже в течение десяти лет. Он и установил здесь один из двух православных крестов – первое свидетельство веры после военной разрухи.

О существовании монастыря из дневников Арсеньева и книг о гражданской войне узнали также и участники военно-исторического клуба «Амурский Рубеж». Исследователей заинтересовало историческое место и тот факт, что в Архангеловке  в 1919 году появился I Тунгусский партизанский отряд. Так появился замысел побывать в памятных местах и провести мини реконструкцию боя между белоповстанцами и красными партизанами. «Мы проводим реконструкции боев, надеваем старинную форму для того, чтобы наш рассказ о войне, о нашей истории был более понятным молодежи. Мы теряем поколение, потому что не учим любить свою Родину, а ее невозможно любить без знания истории», - рассказал участник клуба «Амурский рубеж». Знакомство с отцом Никанором дало новый толчок в изучении истории и, наконец, совместными усилиями давняя мечта осуществилась.

О том, что здесь среди густой тайги когда-то была обитель, сегодня напоминает только монастырский колодец, да холм, на котором, вероятно, стоял главный храм. Горная река, величавые деревья, травы и цветы  - все это прекрасно, но такое ощущение, что здесь есть что-то большее, чем просто красивая природа, будто это место благоухает особенным ароматом. Возможно, так всегда себя чувствуешь на святом месте.

Расставив палатки, мы приступили к исполнению программы «Архангеловского похода». Крестным ходом прошли по просеке от берега Тунгусски до сопки, на которой установлен поклонный крест, чтобы помолиться об упокоении всех невинно убиенных в годы войны. Когда отец Никанор перечислял имена: иеромонаха Иосафа, Филиппа, Сергея, Иллариона, монаха Авраама… и всех труждающихся обители сей, появилось чувство глубокой сопричастности к этим незнакомым людям. Жизнь не заканчивается смертью, и люди не уходят в небытие, так и мы не можем быть отрезаны от прошлого. И как-то здесь, на месте разрушенного из-за вражды монастыря, в молитве об этих подвижниках это чувствуется сильнее.

После соборной молитвы отец Никанор рассказал об истории монастыря. Обитель зарождались "естественным образом", а не простым указом "сверху". Первым настоятелем обители стал иеромонах Иоасаф (Крупенин), а в 1914 г. его сменил приехавший из Московского Новоспасского монастыря иеромонах Филипп. Основанный на Тунгуске монастырь был посвящен Пресвятой Богородице, точнее - Феодоровской иконе, родовой святыне Царской Семьи. Задумывалась обитель как миссионерская среди аборигенов Амура.

О том, как жили на этом месте первые отцы можно судить по "Воззванию", которое было отправлено ими в 1913 г. в редакцию всероссийского монашеского журнала "Русский Инок": «Средств на основание обители нет никаких, и первым инокам - основателям приходится ютиться студеною зимою в землянках - с трудом добывать себе кусок хлеба…Братия своими руками заложила первый храм, но отсутствие строительного материала и полнейшая скудость во всем является тяжелою преградою к исполнению Божьего дела».

Всего к 1917 г. монастырь насчитывал около двадцати человек братии, а вместе с трудниками - около сорока. В 1919 году после разрушения обители монахи переселились на новое место. В 1931 году иноческая община была окончательно уничтожена советской властью.

Чуть дальше среди дубков и берез мы обнаружили памятник партизанам, погибшим от рук интервентов в декабре 1919 года. В память о них участники клуба «Амурский рубеж» выпустили залпы. От выстрелов мы содрогнулись, задумались о боях, которые шли здесь и людях, отдавших жизни. Горная река, чистейший воздух, благоухание трав и цветов – среди величественной природы такой бессмысленной кажется война, а ведь на этом месте когда-то воевал друг против друга один народ.

Вернувшись в палаточный лагерь, мы продолжили разговор о гражданской войне, а вечером около костра пели песни: о жизни, о войне и мире, долге и чести. На следующий день совершили еще один поход к поклонному кресту, наблюдали реконструкцию боя. В поисках предметов старины ребята обследовали местность специальным прибором, реагирующим на металл. Раньше здесь уже находились предметы быта, вероятно, оставшиеся от насельников обители.

Возможно, времена изменятся. И это место вновь расцветет монашеской славой. Есть надежда, что иноки Богородично-Феодоровского монастыря, в соборе новомученников и исповедников российских, возносят молитвы о нашем земном Отечестве. Рыбаки рассказывают о том, что иногда в тихие вечера над окрестными водами слышен негромкий колокольный звон - собирается на молитву братия монастыря…


Смотрите фоторепортаж


Новости, Человек, Вера, Святыни



Татьяна пишет 04.06.2013
Тема: Архангеловка или место где до сих пор слышен колокольный звон
Замечательная страничка. Впервые узнала о существовании Богородично- Феодоровской обители.Предлагаю сообщать на сайте и о других поездках клуба "Ратоборец", очень интересно.
Ответить

раб Божий Юрий. пишет 08.06.2013
Тема: отклик.
Тема в материале "Архангеловский поход" поднята очень интересная. Прочел с удовольствием. Но вот некоторые места удивили и разочаровали.Например: "После того как в Архангеловке побывали «белые» и «красные», монастырь был полностью разрушен." Так кем был разрушен монастырь? Как-то от фразы повеяло западной "политкорректностью": не называть вещи своими именами, но вроде как никого не обижать. И "белые" монастырь посещали и "красные", всех в разрушители и записали. Но в основе политкорректности лежит иезуитский подход. Правда в нём смешивается с ложью. Точно не наш метод. И на фотографии виден стилизованный красноармеец с карабином. Как он вообще оказался в этой компании? Что делали с Православием, нашим царем, Россией, нашим народом коммунисты и их военная сила - красноармейцы всем известно. Неужели сегодня и в православной среде могут быть их почитатели, поклонники, последователи, продолжатели дела?
Ответить

Александр пишет 10.06.2013
Тема: Освящение храма в п. Корфовский
Почему нет никакой информации об освящении храма Дмитрия Донского в пос. Корфовский 9 июня 2013 г. Почему не было предварительной информации? Приехали те , кто узнал случайно! А многие люди хотели бы!
Ответить

марина пишет 10.06.2013
Монастырь разрушили "белые" так как красные заняли его и стали использовать как укрытие, как оборонную башню с которой удобно стрелять. Поэтому, думаю, что формулировка, которая используется в стратье все-таки не искажает смысла. Ребята реконструировали реальный бой, поэтому на фото есть и красногвардейцы.
Ответить

свящ.Роман пишет 10.06.2013
Александр, информация об освящении мы разместим сегодня, к сожалению не успеваем оперативнее. Что касается предварительной информации, то афиши с объявлением о предстоящем освящении и о приглашении прихожан должны были развесить во всех хабаровских храмах. Сообщите с какого Вы храма, а я уточню у настоятеля получал ли он афишу?
Ответить

раб Божий Юрий. пишет 10.06.2013
Тема: Ответ Марине.
Думаю, что материал бы выиграл, если бы изначально было написано почему и как был разрушен монастырь. Хотя бы так кратко. Пояснение у Вас, Марина, хорошее. А вот парня в красноармейской форме мне жаль. Деяния "красных" богомерзки и богопротивны. И нам, знающим их, должно быть мерзко даже прикоснуться к алой звезде, тем более поместить на фуражке и у себя на челе. Когда человек благоговейно прикасается к святыне, он может почувствовать снизшедшую на него Божью благодать. И наоборот, касаясь богомерзкого символа - оскверняет свою душу. Лучше бы пострадала реконструкция, т.к. не нашлось желающих быть "красным".
Ответить

Крисс пишет 12.06.2013
"Вы с каково району?" (с)
Ответить

Крисс пишет 12.06.2013
"оскверняет" не символ, а отношение к нему.
Ответить

марина пишет 14.06.2013
Возможно, Вы правы, насчет истории монастыря. Насчет символики "красногвардейцев" тоже можно понять. Помню, когда мы делали на молодежке зарницу, то никто из ребят не хотел быть Гитлером,и не хотели свастику рисовать на погонах, мы их сделали просто черными. Гражданская война - это, конечно, несколько иное, хотя, не менее ужасное. У нас было 70 лет безбожного режима и наши деды, герои ВОВ, тоже воевали под красными флагами.
Ответить

раб Божий Юрий. пишет 16.06.2013
Тема: Ответ Марине.
Спаси Господи, за понимание. Очень здорово, что мальчишки не хотели изображать гитлера и фашистов. Значит у этих маленьких ребят живая совесть. Вся их сущность противится злу, пусть даже ненастоящему. Слава Богу. И юноши, и взрослые должны поступать также. Здесь очень уместно сравнить со словом Божиим: "...будете, как дети,.."Матф.18:3. А про наших дедов, что воевали под красными знаменами, скажу так: не было у них другого выбора знамен. И на пилотку выдавали всё ту же красную звездочку. Им нужно было бить фашистов, и душу свою положить за други своя. И вот это было главное. А если бы им предложили делать тоже самое, но под стягом со Христом и на пилотке носить Двуглавого орла и после этого не расстреляли и не сослали бы в лагеря, думаю, что многие из них выбрали бы второе. Такая вот история с нашими дедами.
Ответить