С миром сельского священника познакомил зрителей киноклуб "Золотой Витязь"
Наталья Пошина (Отдел культуры Хабаровской епархии)02.05.2014
28 апреля 2014 г. просмотром и обсуждением фильма «Русский заповедник» Валерия Тимощенко завершился апрельский цикл знакомства с альтернативной кинодокументалистикой в рамках киноклуба «Золотой Витязь».
Режиссер, сценарист, кинооператор, а в некоторых случаях и продюсер своих фильмов, Валерий Тимощенко органично сочетает в себе способность вдумчивого исследователя и смелого экспериментатора. Каждая его лента становится событием в российском кино. В 2002 г. высших наград трех российских фестивалей была удостоена его работа «Одинокий рай», различными премиями отмечены его последующие киноленты: «Георгий», «Русский заповедник», «Чистая победа», «Трезвитесь», а телевизионный цикл «Крестьянская история», еще не побывав в эфире, получил самую высокую оценку профессионального сообщества — Национальную премию «Лавровая ветвь».
Неспешное повествование фильма «Русский заповедник» завораживает, словно бы погружает зрителя в иную жизнь, чуждую суете и гонке современного мира. Отсутствие закадрового текста, навязчивых комментариев, подсказанных решений заставляют зрителей войти, и, как бы изнутри, видеть и чувствовать происходящее. Потом, вспоминая те или иные кадры, высказывания священника-философа начинаешь постигать глубинный бытийный смысл фильма.
С героем фильма «Русский заповедник» священником Виктором Салтыковым режиссера связывают многолетние теплые человеческие отношения и плодотворное соработничество. Сам Виктор Салтыков, в прошлом егерь заповедника и руководитель северного лесничества, стал православным священником, настоятелем храма в тихой деревне в самом центре России. Сегодня лесная тропа для него — образ молитвы, а обитатели леса — то самое «всякое дыхание», которое славит Господа. И красота заброшенной российской глубинки теперь воспринимается героем как икона — образ красоты Божественного замысла и образ Рая, из которого мы сами себя изгнали и который щемяще одинок без человека…
Надо сказать, что и в жизни самого режиссера за годы общения со своим героем многое изменилось. За это время он воцерковился, сейчас сам поет на клиросе, для него исповедь сейчас — обязательная вещь.
Что дало творческому человеку обретенное им православное мировоззрение? Прежде всего, понимание, в какое время он живет, и желание средствами кино славить Господа. В этом, наверное, и заключается та альтернатива христианского кино, которая противопоставляет гармоничный мир приятия Бога миру неудовлетворенных, бесконечно растущих человеческих потребностей.
Что ж, каждый волен сделать свой выбор. Не обмануться бы, не опоздать!