Уникальный на Хабаровской земле
Епархиальная газета "Образ и подобие"10.07.2018
Женский монастырь святых первоверховных апостолов Петра и Павла – единственныйв Хабаровском крае. В этом году обители исполняется пятнадцать лет. Как он возводится? Что такое монашеское послушание? Насколько тяжел игуменский крест? Давайте отправимся в паломничество и все узнаем сами из первых уст.
Историческая справка:
Впервые идея основания монастыря или хотя бы пустыни в Приамурье принадлежала святителю Иннокентию (Вениаминову) архиепископу Приамурскому, впоследствии (с 1868 года) – митрополит Московский.Начала она осуществляться при епископе Камчатском, Курильском и Благовещенском Макарии (Дарском). Для этого им был приглашен со Святой горы Афон опытный иеромонах Алексий (Осколков), двоюродный брат генерал-губернатора С. М. Духовского. Сразу же по прибытии отец Алексий энергично принялся собирать пожертвования и обследовать амурские дебри в поисках подходящего участка под обитель. Свой выбор он остановил на одном из берегов Петропавловского озера, что в 40 верстах от Хабаровска вниз по Амуру. После этого он отправился на поиски сподвижников. С разрешения Святейшего Синода (указ № 2295) отец Алексий выехалв Иерусалим и на Афон. Его обращение к братии по поводу устроения новой обители на берегах Амура было встречено сочувственно, но желающих поехать не оказалось. Поэтому иеромонах Алексий обратился к архиепископу Финляндскому Антонию и Валаамскому игумену с просьбой назначить для Приамурского монастыря иноков с Валаама. Ими стали два иеромонаха Сергий (Озеров) и Герман (Богданов). Когда отцы в 1894 году прибыли втроем на место, выбранное отцом Алексием, то обнаружили, что оно затоплено разлившимися водами Петропавловского озера. Они отправилисьна поиски нового участка. А монастырь близ Петропавловского озера был основан уже более ста лет спустя при епископе Хабаровском и Приамурском Марке (ныне – митрополит Вятский и Слободской).
Для многих дальневосточников настоятельница монастыря игумения Антония (Кочубей) являет истинный пример самоотверженной любви к Богу и людям, пример неуклонного следования заповедям Христовым, образец духовного преуспеяния. В эти праздничные дни, когда особо чествуются апостолы Петр и Павел, мы желаем ей всесильной помощи Божией, здравия и спасения, чтобы процветала и благоукрашалась Петропавловская обитель.
Насельницы монастыря – все свысшим образованием, в основном – городские жительницы. С приходом в монастырь им пришлось забыть о благах цивилизации, отключить мобильные телефоны, отложить ноутбуки и планшеты и взяться за иные труды. Молитвенные подвиги,иконописная, мозаичная мастерские, огороды, коровник, – новая сфера приложения их умений.
Жизнь за монастырской стеной строится по особому распорядку. В шесть утра подъем, сбор в храме на молитву, потом все расходятсяпо своим кельям, чтобы выполнить монашеское молитвенное правило,после него опять встречаются в храме – служится молебен, затем литургия. Только потом трапеза, далее по-слушания, в четыре часа – еще одна трапеза, после нее вечернее богослужение и опять послушания, также в это время совершается ежедневный крестный ход вокруг обители. С восьми до половины десятого вечера собираются на ужин, после которого завершаются неоконченные дневные труды. Вечернее правило совершается келейно, в одиннадцать – отбой. Но ночью монастырь не спит. Молитва не прекращается круглыми сутками: благочинной сестрой составляется график чтения Псалтыри, через каждые два часа монахини меняются в храме, уступая место молитвенных подвигов для следующей пары сестер обители.
В монастыре послушания превыше всего. Среди первоочередных забот – строительство монастырского подворья в Хабаровске, завершение работ над новой гостиницей для паломников монастыря. Три года назад был освящен храм Архистратига Михаила – архитектурной жемчужины Хабаровской епархии. Но еще есть труды в иконописной, мозаичной мастерских, на молочной кухне, в коровнике, летом добавляется огород. Монастырь обеспечивает себя сам, все, что есть на монастырском столе – только благодаря собственномуподсобному хозяйству и труду сестер.
Но матушка Антония в течение пятнадцати лет трудится не только над благоукрашением монастыря, но и над духовным благоукрашением сестер, благодетелей и паломников обители. Ведь монастырь – это не стены, а люди. Благодаря ее дару соединять людей, роднить их, она за годы своего настоятельства смогла создать крепкую монастырскую семью. Это очень редкий для настоящего времени талант – объединить вокруг себя людей, готовых через строительство обители проложить свой путь к Богу. Возрождение монастырей сегодня сравнимо с возрождением нравственности в России.
Вообще, отсюда, с высоты «монастырского полета» все кажется иным. Знакомство и духовное окормление у игумении монастыря – это опыт приобщения к чему-то подлинно прекрасному. Матушка Антония была «выписана» митрополитом Вятским и Слободским Марком,тогда еще епископом Хабаровским и Приамурским, из Никольского Черноостровского женского монастыря Калужской епархии.
Она, одна из немногих, оставившихвсе в миру в начале 1980-х, стояла у истоков возрождения Православия в России. «Действительно, мною прожита интересная жизнь, начавшаясяв одном историческом состоянии России и заканчивающаяся совсем в иной эпохе. Этот духовный вихрь восьмидесятых охватил тогда многих. И, наверное, подобного состояния пережить больше невозможно», –вспоминает игумения Антония.
Прошу матушку рассказать более подробно о том времени. «Я пришла в монастырь уже полностью сформировавшимся человеком, добившимся многого в жизни и достаточно высоко себя оценивающим. В монастыре же столкнулась с тем,что должна была сказать самой себе: «Ты – никто и ничто». Прежде всего в моем сознании должно было полностью измениться отношение к самой себе. Помню, стояла чудесная осень: теплая, красивая. А затем ей на смену пришла зима, да какая – минус 32 градуса! Монастырь представлял собой одиннадцать разрушенных зданий, это был самый криминогенный уголок города, населенный ворами, наркоманами... Нас же в монастыре было девятнадцать сестер,на всех – одна комнатка, спали все вместе. Да и сном-то это назвать сложно…
А послушания наши! Помню, кто-то пожертвовал целую машину древесины – липовые доски для иконостаса, – и вот нас будят среди ночи, и мы – сестры! – идем разгружать эту машину. Никто нам не помогал, да еще и подгоняли,чтобы быстрее таскали: машину-то отпускать нужно. Мешки с мукой тягали, да не такие как сейчас, а большие, килограммов по пятьдесят. Воду сами носили бидонами, а они и пустые-то тяжеленные, а с водой –вообще не поднять. Монастырь на пригорке, а источник – в овраге.Вот мы скатимся с горки, а наверх уже тащим эти бидоны со словами «Господи, помоги и помилуй!», и так по нескольку раз в день.
Водопровода и канализации не было, туалет деревянный на улице… Но никто не плакал, не уходил, все терпели. В те минуты мы действительно ощущали себя сестрами, самыми родными на земле. Господь такую благодать давал за труды, что ничего не страшно было: ни холод, ни голод, ни тяжести! Сегодня я смотрю на современных монахинь –как сильно развито в них саможаление. Как же они не похожи на нас, тех, что пришли в монастырь более тридцати лет назад. Однажды игумения, матушка Николая (Ильина), благословила меня спать одной в будущей просфорне – разрушенной, холодной, темной… Я мышей боюсь, а тогда среди ночи по мне крысы бегали. Лежу – шелохнуться боюсь. Молитву тогда сразу выучила «Да воскреснет Бог», ей и спасалась.А что тогда представлял собой город Малоярославец? Это был тот самый знаменитый 101-й километр, куда выселяли из Москвы тунеядцев, воров, мошенников. Можно себе представить, что за публика там жила.Нас не понимали местные жители,не признавали совершенно!».
Спрашиваю у матушки: «Почему не бросили все, не ушли, если было так сложно?». «Этот путь для меня –единственный и окончательный выбор», – улыбается она в ответ.
«Игуменский крест, каков он? В чем его тяжесть?» – Не унимаюсь я с вопросами.
«Это постоянное распинание себя. Игуменский крест, действительно тяжелый. Теперь я понимаю, для чего мне дан был тот нелегкий опыт борьбы со своей гордостью и самостью. Этот опыт пригодился в воспитание сестер нашего монастыря. Преподобный Амвросий Оптинский советовал своей духовной дочери-игумении: «Мысленно вставай перед каждой сестрой на колени».
Как мать забывает о себе при рождении младенца, так и мне часто приходится забывать о себе, неся этот крест. А как же иначе ведь игуменство – это то же материнство. Это надежда на волю Божию и уверенность, что Он никогда не взвалит на человека ношу не по силам. Это полная самоотверженность. А главное — это постоянная молитва за своих детей». Матушка Антония несет проповедь слова Божия всей своей жизнью.Она не просто исполняет заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», но, без сомнения, любит исестер, и паломников, и просто прохожих много больше, чем саму себя. Мудрость и смирение, искренняяпростота во всем — вот что поражаетв ней. И еще стремление к красоте.В храме, в монастырском саду, в мастерских, в паломнической гостинице — везде, куда простирается ее забота. Но главное — ее стремление к красоте в душах врученных ей от Бога сестер, к Божественной красоте, которую она находит в душе каждого человека. Такое устроение —великий всежизненный подвиг.
Юлия АЛЕКСЕЕВА