Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Стремление к идеалу – это способность слышать глас Божий

Стремление к идеалу – это способность слышать глас Божий

"Образ и подобие": Год литературы

21.01.2016

Наш корреспондент Юлия Алексеева беседует руководителем отдела культуры Хабаровской епархии Тамарой Яроцкой.

– Известный писатель и филолог Андрей Аствацатуров сказал недавно, что «человечество никогда не писало столько текстов, сколько оно пишет в 2015 году». По Вашему мнению, это влияет на качество литературы?

- Да, пишется сейчас всего и всеми довольно много.  С одной стороны, в  любом процессе, если его поставить на поток,  увеличивается   количество, в том числе, и откровенного брака. В творческом процессе, коим является литературный труд, это особенно заметно. В эпоху Интернета легко подарить миру свое творение, да и напечатать повесть, рассказ , стихи  совсем не сложно, если найдутся средства.  Но проблема качества литературы заключается отнюдь не только в возросшем ее потоке. Важно мировоззрение автора, важно то, куда ведет он своим искусством: «незримой ступенью»  ко Христу  или в прямо противоположном направлении; к чему стремится душа героев его произведения -сокровищам небесным или земным. Я говорю о христианском духе  творения художника... Выйдя из стен монастырей, русская литература в наивысшие моменты ее существования  не утрачивала православный дух. Цель русской литературы изначально была очень высокой - это путь служения истине, вечным ценностям. Вспомним знаменитое высказывание  А. С. Пушкина: «Цель искусства - идеал, а не нравоучение». Стремление к идеалу – это и есть способность слышать «глас Божий», а не ориентация на время, группы, классы… Сложными  дорогами идут герои  произведений Достоевского, Пушкина, Лескова к познанию истины, находят ее либо погибают на этом пути… И эта вечная борьба добра со злом не может оставить равнодушным читателя, заставляя его думать, страдать, сопереживать героям… Потому , я полагаю, очень сложно сейчас достойно войти в литературный процесс: с одной стороны, классики очень высоко подняли планку русской литературы, с другой – неимоверно сложно в век многократно умножающихся соблазнов оставаться верным идеалу.

И все же я не стала бы так пессимистично смотреть на состояние современной российской литературы. Возможно, время «нового Пушкина» еще и не пришло, но талантливых , неравнодушных, мастерски владеющих русским слогом писателей и поэтов можно назвать и сейчас.

- Тамара Ивановна, что с нами стало? В советской эпохе ведь немаловажным было то, что в каждом доме была библиотека, хотя бы маленькая; хоть этажерка с книгами, но непременно стояла. А то и один или два книжных шкафа, а это, извините, где-то 500-700 книг. Вот такая минимальная библиотека в каждом доме была. Мы обменивались книгами, читали, перечитывали все, что было. Куда все ушло?

- Было время, не столь отдаленное от современного, когда  чтение  было признаком хорошего тона; когда книга действительно была лучшим подарком. Когда классику знали многие, так как  в школе ее не просто «проходили», а читали; когда увлекались новинками литературы и толстые литературные журналы «Москва», «Новый мир», «Наш современник», «Нева» и другие были нарасхват. На домашних встречах обсуждались новинки литературы, в том числе и западной. Я считаю, что выше был общий культурный уровень. Это и проявлялось во всем: и в культуре чтения, и в культуре речи, а это взаимосвязанные процессы, и в культуре человеческого общения. Наверное, для кого-то в те времена было просто престижно иметь в доме хорошую библиотеку, но в основном люди несли в дом книги, искренне радуясь общению с ними. Ведь хорошая книга, умный автор – это и учитель, и друг. Не соглашусь с Вами, что это все ушло. К счастью, остались и домашние библиотеки, может в меньших размерах.  И книги читают,  часто – в электронном варианте.  И проблема не только в том, что МАЛО  читают, особенно классику, а и в том, ЧТО читают. Серьезные литературно-публицистические  журналы читают мало, это факт. Больше массовой развлекательной «бульварной» литературы и ее читателя. И все же истинные любители и знатоки словесности не исчезли вовсе как класс… И это радует.

– Но все-таки мы живем не только в эпоху Интернета, но и в эпоху гаджетов. Многим уже неудобно читать книги на бумаге, привычнее ридеры или иные устройства. Как вы думаете, смогут ли электронные книги в будущем полностью вытеснить печатные?

- Весьма сомневаюсь. Разве может текст на экране заменить радость момента, когда берешь в руки любимый томик стихов или листаешь страницы книги, к которой возвращаешься раз за разом: «Вот это я подчеркнула, сюда закладочку заложила, чтобы вернуться вновь и подумать над текстом. А эта книга подписана рукой близкого мне человека, или автора...»  Все живо, все дышит. Экран электронной книги для меня мертв и, кстати, во многом неудобен.

- Нас накрывает вал перепроизводства культурного продукта. И большая часть этого вала –  продукция не самого лучшего качества. Если говорить о литературе, то это тексты дилетантские, графоманские. Ваше мнение о современных писателях?

- Я не имею возможности полно отслеживать современный литературный процесс, для того чтобы делать какие-либо серьезные обобщения. На мой взгляд, взгляд рядового читателя, она  очень разная – современная литература. На полках в книжных магазинах, казалось бы, есть все: романы, фантастика, триллеры, бестселлеры, поэзия. Но многие ли из них «цепляют» душу? Появилось много спонсорских литературных премий, это в определенной степени стимулирует творческий процесс, в том числе и в  количественном плане... Возможно, развитие современной русской литературы сегодня в наибольшей степени определяют творцы книг с максимальными тиражами: Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Дарья Донцова, Полина Дашкова, Александра Маринина, Евгений Гришковец, Татьяна Толстая? Не знаю… Повторюсь, он очень разный – современный писатель. Вот мы увидели в десятке самых читаемых в России книг, в числе бестселлеров, как сейчас говорят,   книгу  архимандрита, ныне епископа Егорьевского, Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Факт поразительный и одновременно свидетельствующий о том, насколько интересна, оказывается,  массовому современному читателю жизнь людей, живущих рядом, но во многом по ИНЫМ жизненным законам и правилам.   Для себя  я ищу в современном литературном мире авторов, близких мне по мироощущению, и для меня, как читателя, это очень важно.  И нахожу: пусть немного, но свой теплый след в душе эти книги оставляют. Среди них – литературовед Ю. М. Лошиц,  протоиерей Андрей Ткачев,  прозаики  А. Сегень, А. Варламов. И очень люблю стихи удивительно тонкой по душевному складу и глубоко верующей камчатской поэтессы Марии Нехорошевой.

 

- Уходят гениальные авторы. В этом году мир потерял  Валентина Распутина - не просто представителя знаменитой "деревенской" школы в русской литературе, но и  писателя-философа, очень глубокого.

- Творчество   Валентина Распутина, основные этапы которого пришлись на время государственного атеизма, тем и ценно, что показало: русский человек не может существовать без веры и  деревня очень явно засвидетельствовала, что отсутствие богообщения влечет за собою  оскудение  всей жизни. Читая  «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Уроки французского», восхищаешься  глубиной и сложностью характеров,  выразительностью речи, удивительно точному выражению русской души.  Вот слова Валентина Григорьевича, произнесенные на одном из съездов писателей России:  «Деревенская" проза вернула необходимый долг родительской России не одной лишь поминной, но и живой благодарной памятью и показала, чем крепилась и что вынесла из глубин истории национальная наша душа, указала на духовные и нравственные ценности, которые, если мы собираемся оставаться народом, а не населением, не повредят нам и на асфальте». Потрясающе сказано!  Писатели-«деревенщики» Белов, Астафьев, Распутин  поднимали в своих произведениях  вопросы о смысле жизни, ее корневой системе, искали ответа на них вместе со своими героями.  Жили вместе с ними и оттого были невероятно правдивы и искренни.

– Каким вам представляется будущее литературы? Какие жанры будут в большей степени востребованы?

- Трудно переоценить роль литературы в жизни человека, и если книги воспитали и воспитывают не одно поколение, то почему нам следует сомневаться в том, что эта воспитательная роль будет утрачена в будущем? Книга также будет помогать людям постигать  и окружающий мир, и самих себя, побуждать стремление к истине, учить   уважать и знать прошлое, вести к идеалу. К сожалению, литература и другие виды искусства в современном обществе часто недооцениваются. Есть определенная категория современных людей, которые заявляют, что литература уже изжила себя, ее полноценно заменили телевидение и кино. Но воспользоваться возможностью, которую предоставляют книги, либо нет – индивидуальный выбор каждого. Очень надеюсь, что книгу будут еще не одно столетие выбирать читатели.  Не могу знать, какие виды и жанры литературные окажутся в предпочтении уже через 20 лет, но уверена, что всегда будет актуальна классика и духовная литература.

- А какие книги сегодня нужны России? О чем нужно сейчас говорить авторам, издателям?

- Книги – наши друзья и учителя. От того, какие они, зависит, наверное, во многом, какими будем и мы. И если мы все же хотим сохранить себя как народ, свою самобытную культуру, хотелось бы видеть на полках магазинов и библиотек как можно больше книг об истории нашего Отечества, ее героях - святых, великих полководцах, писателях и ученых, написанных ярким, образным,  живым литературным языком. Больше рассказов и повестей, в которых ДЕЙСТВУЮТ настоящие герои нашего времени,  личности цельные, с глубоким внутренним миром. Хочется больше интересной, доброй детской литературы. Жду появления эпического  произведения, глубоко раскрывающего  и осмысливающего  последнее  двадцатилетие.

- Если говорить о православной литературе, на этом рынке также  много новинок, много новых имен. Кого из авторов Вы бы выделили?

Я бы посоветовала читателям обратить внимание на творчество писателей-лауреатов Патриаршей литературной премии им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: Назову их поименно: Владимир Крупин - 2011 г; Олеся Николаева и Виктор Николаев – 2012 г.,  Алексей Варламов, Станислав Куняев и Юрий Лощиц – 2013 г.  протоиерей Николай Агафонов,  Валентин Курбатов и Валерий Ганичев – 2014 г.; писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт Юрий Кублановский и  прозаик Александр Сегень – 2015 г. Кстати,  в августе вышел в свет юбилейный сборник «Дорога  к Небу». В него вошли произведения писателей–лауреатов этой премии за 2011 - 2015 гг.   Непременно вызовет интерес читателя новая книга епископа Егорьевского Тихона ( Шевкунова) «С Божьей помощью возможно все. О вере и отечестве».  Чтобы хорошо ориентироваться в безбрежном море православной литературы, издаваемой ныне, заглядывайте в журнал «Православное книжное обозрение», каталоги православных издательств, чтобы не упустить интересную новинку.

- Или, может, придерживаться все-таки классики? В православной традиции это учения святых отцов?

- Святоотеческие труды – неисчерпаемый кладезь мудрости. Черпаешь из него - и не можешь напиться, утолить жажду.  Их невозможно прочесть залпом или прочесть и отставить в сторону.

- Два года назад Вы проехали почти весь Хабаровский край с  выставкой «Книги, которые меняют жизнь». Интересно ли это было глубинке? Как реагировали местные жители на выставку? Ваше мнение, стоит ли делать подобные мероприятия традиционными?

- Это было более трех лет назад. Впечатлениями до сих пор полна душа. И интерес к передвижной выставке-продаже был большой. Она всколыхнула глубинку, широко открыла для многих новый пласт литературы  – православный. Это было и интересно, и полезно. В епархии сейчас выставки-продажи православной литературы организуются  ежегодно в рамках празднования Дня православной книги, в том числе  и в отдаленных приходах. Что касается лично меня, я бы с удовольствием загрузила пару микроавтобусов хорошей литературой и отправилась бы по селам и поселочкам края, в то числе самым отдаленным.  Встречи с читателями, задушевные разговоры – все это нужно и мне, и, смею надеяться, людям. Как знать, возможно, это и удастся сделать.

- Ежегодно Церковь отмечает День православной книги, наша епархия  в рамках этого праздника проводит много интересных мероприятий: и  книжные ярмарки, и  встречи с писателями. Но насколько это необходимо нашему обществу?

- Вы можете себе представить общество, не читающее литературу, не имеющее ее, не издающее  книги, не ценящее классику и не ищущее новых литературных дарований? Я – не представляю. Это же очевидно: если мы хотим развиваться и дальше, мы должны не только уметь  правильно считать, но и развивать литературный процесс, с одной стороны, а с другой – прививать любовь к чтению.  Вспомните, у  Достоевского: «Перестать читать книги значит перестать мыслить». А лень ума ведет к гибели.

– Известно, что Ф. М. Достоевский повлиял на Оскара Уайльда; Л. Н. Толстой оказал мощное воздействие на мировую прозу XX века, А. П. Чехов – на драматургию. Насколько сегодня русская литература востребована в мире?

- Если мы говорим о русской  классике – она до сих пор востребована за рубежом. Во всяком случае люди, изучающие русский язык, обязательно читают  и Толстого, и Чехова, и Достоевского, и Пушкина.. И в оригинале, и в переводе. Довелось мне как-то сотрудничать с  преподавателем русского языка и литературы Нагойского университета. Так его студенты читали в подлиннике  М.Пришвина, А.Солженицына. Китайские студенты ДВГУПС, например,  читают  М.Горького «Мать», об этом мне поведала их педагог. В опубликованном  переводе  статьи о глобальной интернет-базе переводов книг — Index Translationum ЮНЕСКО —  мы находим следующие  факты:  А. П. Чехов,  Л. Н. Толстой,  Ф. М. Достоевский входят в число 50 самых переводимых в мире. Русская классика настолько глубока и многослойна, что ее продолжают рассматривать под новыми углами, осмысливать и даже подражать авторам. Общеизвестный факт - иностранцы  обожают Достоевского. А сколько экранизаций известнейших классических русских романов за рубежом было за последние полвека! Это еще раз подтверждает: наша классика – это  достояние мировой культуры. Зарубежный читатель знаком с творчеством русских писателей XX века – В. Набокова, И. Бунина, М. Булгакова, Б. Пастернака, А. Солженицына. Издают и читают за рубежом, судя по обзорам в прессе, наших современных писателей, но не думаю, что российская литература XXI века  может сравниться с популярностью классической,  далекого XIX.

- Как общество заставить читать, вообще возможно это?

- Заставить невозможно, а вот привить вкус к хорошей литературе и ее чтению можно, и даже необходимо. Культура чтения, как и любая другая,   воспитывается с детства. Сербский драматург и режиссер Йован Маркович, вице-президент МКФ  «Золотой Витязь»,  в 2013 г.  участвовал в работе нашего передвижного лектория «Духовные основы русской культуры». Он говорил слушателям: «В моем доме книги лежали везде – на столе, диване, стояли стопками на полу и дети просто не могли пройти, не наткнувшись на книгу. Так развивался их интерес». Важен пример родителей. Папа, мама читают - ребенок будет читать обязательно. Начинайте с детства – уголок детской книги, домашнее семейное чтение вслух,  ребенку – на ночь, литературные семейные игры, совместное обсуждение прочитанного, прослушивание аудиозаписей и многое другое.

– Тамара Ивановна, современный человек, живущий в постоянном цейтноте, безусловно, знает, что читать необходимо – для того чтобы понимать мир вокруг себя, понимать себя. Но у него есть и множество иных желаний, которые оттесняют чтение на второй план. Так какие книги должны заполнить этот «второй план»? Что нужно прочитать во что бы то ни стало?

- Я полагаю, что Книга Книг в мире – это Библия. Как указывал Гоголь, «выше того не выдумать, что уже есть в Евангелие». Полагаю, что оно обязательно должно быть в каждом доме, подчеркиваю, в каждом. Ну а в остальном человек  читает то, что ему более необходимо. Мои советы просты: руководствуйтесь святоотеческими наставлениями, выбирайте книги по степени их душеполезности, не забывайте классику, заглядывайте  хотя бы иногда в литературные журналы.

- Ваш любимый автор?

- Безмерно люблю А. С. Пушкина, и поэзию, и прозу -  за чистоту и легкость  слога, простоту и одновременно глубину мысли, удивительную гармонию  во всем. Но есть целый ряд других великих имен в русской литературе  XIX — XX вв., чье творчество мне интересно.

- Ваша любимая книга?

–  С возрастом мои литературные приоритеты претерпевали определенные изменения. Посему к настоящему времени это далеко не одна книга

- Ваша любимая цитата?

- «Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен»  - А. Блок.

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» - А. С. Пушкин.

«Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь». Д. С. Лихачев.

Выбирайте то, что Вам ближе, или все.


"Образ и подобие"