«Снять хороший фильм – это большой внутренний труд»
Беседовала Юлия Алексеева20.07.2016
2016 год объявлен годом кино в России. Поговорить о проблемах и радостях кинематографистов, о будущем киностудии мы пригласили хабаровчан Альберта и Анну Самойловых, которые являются руководителями ООО «Дальневосточная киностудия» и, несмотря на множество трудностей, продолжают снимать кино о Дальнем Востоке.
- Какое место в вашей жизни занимает вера?
Альберт: Я родился в Советском Союзе, прошел через пионерию, был комсомольцем. У нас говорили «Гагарин в космос летал и Бога не видел», - вот такое отношение было к вере. Когда я пришёл в кинематограф, это был 1984 год, стал помощником оператора, был запрет на то, чтобы что-то снимать о жизни Церкви, разве что если нужно было священство, прихожан. Церковь была не интересна ни с исторической точки зрения, ни с эстетической.
Нам давали темы для съемок. Редакция тележурнала «Дальний Восток», где я трудился, снимала передовиков, которые едут на съезды. Это и были наши герои.
Первое обращение к вере произошло в 1989 году, когда началась перестройка и у нас появлялись свободные темы. Именно в этом году наши операторы впервые сняли празднование Пасхи. Моя первая работа в этой области - освящение часовни на Центральном кладбище Хабаровска. Тогда же я впервые соприкоснулся с верой. Потом появилась возможность прочитать Библию, познакомиться с другой духовной литературой. В 93-м году я снимал отца Сергия Мещерякова для фильма «Пути Господни» и в первый раз перешагнул порог храма Александра Невского, побывал в доме священника, познакомился с его семьей. Над этим фильмом мы работали вместе с Еленой Шумилиной, она была инициатором, я — режиссером картины. В церковной жизни я был как слепой котенок, ничего не понимал: куда идти, что можно, чего нельзя. Процесс съемок фильма отлажен – «мотор, камера, работаем», и все. Но когда идет служба, совершаются Таинства, я не могу сказать священнику, что стоп, остановись, сделаем еще дубль. Все это повергало меня в растерянность. Месяца три мне пришлось вникать в жизнь прихода, понимать, что да как. Ну а далее случился естественный момент - я принял святое крещение.
- Вам часто приходится снимать людей Церкви. Это сложно?
Альберт: Да, конечно, там своя специфика. После съёмок фильма с отцом Сергием у меня был большой перерыв, и я не снимал ничего о вере. Были иные проекты, к Церкви нас вернула историческая тематика, когда начали снимать фильмы о таких людях, как Василий Степанович Завойко, Николай Николаевич Муравьев- Амурский, Геннадий Иванович Невельской. Мы обратились к архивам и поняли, что освоение Дальнего Востока – это не только первопроходцы и их подвиги, но и еще и духовная миссия, так как в экспедицию всегда брали с собой корабельного священника. Когда я читал историческую хронику, мне было очень любопытно, интересно, я все это впитывал, и меня поражала в людях нашего русского прошлого такая стойкая вера, ведь, не помолившись, они не выходили в море.
Через историческую хронику я вернулся к теме православия.
В кино и в жизни ничего случайного не бывает.
И вот вы спрашиваете, сложно ли снимать жизнь Церкови, священнослужителей. Понимаете, ведь можно снять картину, в которой не будет ни одного, ни другого, но в теме будут заложены христианские ценности. Так, к примеру, мой фильм «Любовь» про семью эвенков участвовал в кинофестивале «Золотой Витязь» и получил «Бронзового Витязя» - мы взяли третье место. Так вот в нем ни слова о православии, но в нем есть главная Евангельская тема – любви.
- У Ваших фильмов, Альберт, много наград?
Альберт: Я не могу сказать точно, я ведь получаю награды и как режиссер, и как оператор, но это все мои родные фильмы. Правильней сказать, что наша студия получает много наград, ведь нельзя делить работу людей на важную и менее важную; так, например, звукооператор - это очень важная роль в кино, там нет мелочей. Поэтому все наши награды – это награды нашей команды.
- Вы делите кино на православное и неправославное? Вообще, правомерно ли подобное разделение?
Альберт: Трудный вопрос. Я думаю, нужно делить кино на духовное и бездуховное. Если после просмотра фильма тебе стало лучше, если ты стал счастлив, в тебе что-то внутри перевернулось, значит, кинолента снята не зря. А если после показа ты вышел на улицу равнодушным, через пять минут забыл, о чем фильм, да еще к тому же тебя тянет совершить что-нибудь мерзкое - это не КИНО, это «продукт бездуховного потребления».
- Вот, к примеру, Ваша «Святая заступница» - это православное кино?
Альберт: Это больше просветительское кино. Да, к теме православия оно имеет отношение, но мы снимали его как рассказ. Это ведь не просто один фильм, это целый триптих – ленты о Ерофее Хабарове, «Острог» и «Святая заступница». Перед Дальневосточной студией стоит задача снять кино для молодых людей, чтобы они обратились к истории своего края, поняли и полюбили ее. Мы должны воспитать своего зрителя, не сразу ошарашивать его. Я до сих пор не понимаю, как в школе можно изучать «Войну и мир», это слишком твердая пища для подростков. Все постепенно должно быть: и понятие, что такое православие, и принятие его. С помощью своих фильмов мы стараемся подготовить людей.
- А «Хозяйка залива Счастья»? Для меня красной нитью в ленте стали христианские ценности: жертвенность, верность, любовь…
Альберт: Самое верное определение для наших фильмов – это просветительские картины. Мы ориентируемся на зрителя в возрасте от 12 до 25 лет, которые еще не совсем хорошо знают историю родного края, мало изучали первоисточники, с трудом ориентируются в историческом процессе. Хорошо сказал один из наших героев: «Для молодого поколения ИСТОРИЯ не писана. Если писана, то не читана. Если читана, то не понята. Если понята, то не так…» Вот мы и стараемся до молодежи и людей постарше донести хотя бы что-то из нашей великой истории освоения Дальнего Востока, рассказать о тех замечательных людях, «чьими трудами ЗДЕСЬ Россия» (надпись на месте Албазинского острога, которую приказал увековечить Н. Н. Муравьев-Амурский).
- А что Вы лично для себя открыли, снимая эти фильмы?
Альберт: Мы понимали, что мы прикасаемся к святости. 22 марта – это день почитания Албазинской иконы и день моего рождения. Это стало моим личным открытием.
- Почему Вы снимаете только документалистику?
Альберт: Документальное кино – это очень сложный вид искусства. Снять хороший фильм – это большой внутренний труд. Приступая к съемкам каждой новой картины, ты не знаешь, получится она или нет. Сможешь ли ты, как режиссер, найти ключ к своему герою? Полюбит ли зритель героя фильма, как его полюбил автор?
- Документальное кино - это кино, после просмотра которого нужно думать… Может, потому оно сегодня столь непопулярно, что мы разучились думать?
Альберт: Сегодня во всем мире культ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Нам с экранов ТВ навязывают правила игры: «покупай», «приобретай», «будь богаче», «живи одним днем», «пей кока-колу!» и т.д. И молодые ребята зомбируются целыми поколениями. Что такое совесть, долг, любовь, нравственность? - они уже не хотят об этом слышать. Легче праздно жить, чем работать над собой, над своим духовным миром, в том числе смотреть документальные фильмы и сопереживать героям этих картин.
— Знаете, я сейчас подумала… Вот Достоевский пишет в воспоминаниях, как они с братом вечерами читали друг другу Гоголя. Не потому, что они с детства были выдающимися людьми, а потому, что им было интересно. А сейчас мы вечерами смотрим сериалы, а потом обсуждаем, что там случилось. Разве нормально, что у нас настолько снизилась планка интеллектуальных запросов?
Альберт: Нашу страну охватил «вирус потребления». Олигархам не нужен думающий народ, им нужен алчный потребитель, который купит любой товар, в том числе и низкопробный телесериал, который не будем думать о вечном, о духовном, о Боге. Отсутствие национальной духовной политики, опускание нравственных общечеловеческих планок – это мы пожинаем плоды 90-х годов: «Не думай о Боге, делай что хочешь, деньги решают ВСЁ!»
- Как вы полагаете, роль кино в воспитании личности - насколько она может быть значительна?
Анна: Вопрос сложный. В воспитании личности нужны и кино, и театр, и музыка, и живопись, и религиозная составляющая. Это комплексное воздействие. А какую роль кино играет? Несомненно, одну из важнейших.
Альберт: Сегодня молодежь не знает имен первооткрывателей края, она не знает истории, начинаешь с ними разговаривать и диву даешься. Поэтому мы стараемся снять фильм, чтобы он был, прежде всего, понятен и увлекателен для молодого зрителя.
- А зрителю сегодня может быть интересно духовное кино?
Альберт: Может! Бывая на кинофестивалях, я вижу доказательства - переполненные залы, не достать билетов. Весь день зрители не расходятся из залов, участвуют в обсуждениях. У нас в Хабаровске тоже есть зритель интересующийся, думающий. Два раза в год мы показываем наши фильмы в «Совкино», в киноклубе «Золотой Витязь», который курирует отдел культуры Хабаровской епархии. Люди ходят, смотрят, им нравится.
— Многие верующие настороженно относятся к искусству вообще, а уж к кино - тем более.
Альберт: Это оттого, что из-за отсутствия цензуры на нас обрушился колоссальный поток псевдоискусства, в том числе «низкокачественное кино», которое нам навязывают как достижение «западного свободного мира». Среди зарубежных фильмов есть много достойных картин, но мы их в наших кинотеатрах никогда не увидим. К сожалению, весь наш кинопрокат уже давно под контролем частных американских и европейских компаний. И они диктуют нам свои «правила игры» на этом рынке – рынке кинопроката.
- Почему кино стало занимать такое большое место в нашей жизни?
Альберт: Кинематограф – это синтез всех видов искусства. Кино можно смотреть в кинотеатрах, на телеэкранах, в самолете, в поезде, по Интернету в любое время и в любом месте. По проблемам, которые затрагивают игровые, анимационные и документальные фильмы, можно узнать все, что известно о нашей цивилизации.
- Если российский кинопрокат сегодня стал «отделением» американского, способен ли он противостоять натиску киноширпотреба?
Альберт: Мы не только должны, мы обязаны противостоять натиску американского культа наживы. В том числе и в кинематографии. В мире есть много моделей поддержки национального кинематографа: и во Франции, и в Германии, и в Италии. И конечно, нужны квоты на демонстрацию американских фильмов низкого качества, нужна «культурная» цензура и российских, и заокеанских кинолент.
- В кинематографе мы прошли точку невозврата или еще можем вернуть на экраны качественные фильмы, попробовать вернуть в кинозалы думающего зрителя?
Анна: Вопрос очень сложный. Здесь нужен взвешенный государственный подход. Молодого зрителя нужно с детского сада воспитывать, приучать его к качественному кинематографу, воспитывать духовность, патриотизм, гуманизм и закладывать основы православия.
- Расскажите, какими проблемами сегодня живет Дальневосточная киностудия?
Анна: Проблема одна: финансирование производства неигровых национальных видеофильмов в Дальневосточном Федеральном округе и в Хабаровском крае отсутствует, а Министерство культуры России выделяет деньги на производство 2-3 фильмов в год (по итогам 2014 и 2015 гг.). Мы не только не можем привлечь молодых кинематографистов, но и обеспечить работой тех, кто давно работает в кино.
- Если выход из этой ситуации?
Анна: В Хабаровском крае нет денег на производство фильмов, а в Москве говорят – ищите деньги в своем регионе.
- Сколько фильмов в год вы снимаете?
Анна: Наша, Дальневосточная, киностудия в год в среднем снимает 2-3 фильма. Иногда выпускаем четыре фильма, иногда – один. Все зависит от решения экспертного жюри Министерства культуры РФ. Мы бы с удовольствием снимали по 5-8 фильмов в год (у нас есть семь профессиональных кинорежиссеров, да еще молодые перспективные ребята, которых можно привлекать). Но московское жюри отсеивает наши заявки, поэтому многие наши режиссеры подолгу ждут возможности что-то снять.
- А вообще, вот то, что сегодня так много фестивалей, даже православных более пяти, – это нормально? Или лучше не гнаться за количеством?
Анна: В мире есть более 500 кинофестивалей документальных фильмов. То есть каждый день где-то открывается минимум один кинофестиваль. Нет, у нас их не много, хуже то, что проходят они чаще всего в одном городе – в Москве. Нужно, чтобы эти кинопоказы происходили по всей России.
- Охотно ли молодежь идет в профессию, подготовлена ли молодая смена на киностудии?
Альберт: Можно смело сказать: на Дальнем Востоке никто этим не занимается и никому это не нужно. Если в СССР была забота о воспитании молодого поколения кинематографистов – наша Дальневосточная студия кинохроники посылала ребят во ВГИК, давала им возможность работать и учиться, – то уже лет 15-20 ни Хабаровскому краю, ни Дальневосточному Федеральному округу этого не нужно.
- Где зритель может познакомиться с работами дальневосточных режиссеров?
Альберт: Многие наши фильмы есть на сайте ДВО РАН, с которым мы заключили лицензионный договор:
http://media.febras.net/event/show/26.html
Кроме того, есть наши фильмы на наших страничках в социальных сетях и в youtube.
- Темы для фильмов вы откуда берете? Ведь госзаказа больше нет.
Анна: Как раз сегодня есть приоритетные темы, на которые государство выделяет финансирование: это тема исторического прошлого России, знаменательных и юбилейных дат и т.д.
- А вы сами какое кино предпочитаете?
Анна: Мы с мужем бываем на различных кинофестивалях документальных фильмов, смотрим конкурсные картины. Нужно держать руку на пульсе современного кинематографа. А так как на фестивали попадают лучшие ленты страны – то мы стараемся анализировать работы наших коллег, делать выводы, сравнивать с фильмами дальневосточников.
Альберт: У меня много любимых фильмов. Например, 9 Мая всегда смотрю фильм «На войне как на войне». Конечно, Тарковского. Не все, но есть любимые: «Андрей Рублев», «Иваново детство», - это потрясающие работы, которые не надо понимать, а надо чувствовать. Я иногда не могу объяснить многие вещи словами, я режиссер и могу говорить образами, картинами. Могу сказать одно: что Тарковский - мой режиссер. Но его нельзя смотреть каждый день, это ведь не кино, которое смотрят с попкорном, оно иное.
- Нынешний год – год кино, чего ждете?
Альберт: К сожалению, год кино уже подходит к экватору, а у нас, документалистов, пока нет работы на этот и следующий год – Министерство культуры РФ не объявило конкурсы на финансирование фильмов 2016–2017 годов.
- Что в планах?
Альберт: Планов нет, так как мы не знаем, какие заявки у нас утвердят в Министерстве культуры, и утвердят ли вообще.
Сегодня я работаю над заказом Российского географического общества, снимаю им материал для юбилейной даты – 150-летие Николая Михайловича Пржевальского. Это мне интересно, на двух теплоходах мы проходим природные заповедники от Уссури до Ханки. Эти кадры мне потом пригодятся для своей собственной работы. Там ведь уникальные места, а в таких местах и открываются люди, рождаются сюжеты для новых кинолент.
Еще завершается работа над фильмом «Репортаж из Рая» о нашем земляке Александре Петровиче Лепетухине, зритель увидит эту картину уже летом этого года.