Хабаровск православный Журнал Образ и подобие «Пребывание в молодёжном братстве очень сильно укрепило меня в вере»

«Пребывание в молодёжном братстве очень сильно укрепило меня в вере»

20.03.2022

Интервью с руководителем Отдела по делам молодежи Хабаровской епархиииереем Андреем Долгополовым.

- Как Вы впервые попали на молодежку?

- Впервые я попал на собрание православной молодежи в 2008 году. Когда я пришел на исповедь в храм к отцу Дмитрию Винокурову, то он спросил меня: «Почему ты до сих пор не ходишь на молодежку?». На тот момент мне было19 лет, и о существовании молодежки я даже не подозревал. Я подумал, что это скучные собрания, на которые приходят такие же скучные ребята. Да и на тот момент у меня были другие интересы: учеба в институте, друзья, занятия спортом. Тем не менее, по приглашению священника, я пришел на следующее собрание. С того момента моя жизнь разделилась на «до ипосле». Я зашел в крестилку Спасо-Преображенского кафедрального собора, где на тот момент проходили собрания, и увидел около 50 молодых ребят, таких же, как и я. Каждый из них держал в руках Евангелие и вместе с отцом Дмитрием изучали Его, задавая интересные и глубокие вопросы. Там я даже увидел своих преподавателей из ДВГУПС, где я тогда учился. В конце встречи отец Дмитрий представил меня и других новичков всем ребятам, а также предложил поучаствовать в делах милосердия - в поездке в детский дом. С того дня я стал постоянным участником молодежки. Впоследствии отец Дмитрий поручил мне отдельное направление молодежного Отдела – окормление детских домов. В одновремя мы посещали шесть детских домов по всему Хабаровску. Мы постоянно их навещали, приглашали детей на воскресные службы,ездили в походы, играли в спортивные игры. Действительно, пребывание в молодежном братстве очень сильно укрепило меня в вере.

Когда рядом с тобой есть такие же верующие молодые люди, легко получается самому осознанно приходить к Богу, открывать для себя православное вероучение, втягиваться в литургическую жизнь. Спустя несколько недель посещения молодежки отец Дмитрий пригласил меня в алтарь, видя, что я посещаю Богослужения. По началу я отказался, но, спустя время он настоял, представил меня ключарю собора –отцу Олегу Хуторскому, который и благословил меня войти в алтарь. Именно благодаря этому событию я стал видеть Богослужение изнутри, участвовать в нем,часто причащаться. Тогдау меня и стали появляться мысли о том, чтобы стать священником.

- Отличается ли молодежь сегодня от той, что была 10-15 лет назад? В каком духовном состоянии она сейчас пребывает?

- Я думаю, что молодежь сегодня не отличается от той, что была 10-15 лет назад. Вспоминая себя и свои первые шаги в храме и на молодежке, я могу сказать, что ребята в Церкви одинаково добрые сквозь года. Куда бы я не приехал, общаясь с верующими людьми, приходится делать вывод, что они очень похожи, похожи на Христа. В тех добродетелях, которые мы приобретаем в церковной жизни, и происходит некое уподобление Господув том, что мы стремимся исполнять Его заповеди.Это такой феномен похожести людей друг на друга в Церкви. Мы друг друга узнаем и нам легко общаться, потому что в Церквимы становимся братьями и сестрами.

Если говорить о духовном состоянии молодежи, то сложно дать какую-то общую оценку. Те ребята, которые приходят на молодежку при храмах Хабаровска, являются очень активными и целеустремленными. Это та молодежь, которая хочет найти в Церкви ответы на свои самые важные вопросы. В целом, сейчас молодые люди достаточно просвещённые, о многом знают, интеллектуально развиты. За счет этого общаться с ними становится только увлекательнее и интереснее. Совсем недавно мы вернулись из поездки в город Вяземский. Там мы с духовенством и активистами Отдела проводили просветительские беседы в школах. В общем числе мы провели 40 бесед о семейных ценностях, любви, влюбленности, зависимостях.

Удивительно, что ребята нас слушали, принимали активное участие в беседах. Молодежь сильно откликается на темы для рассуждения, которые им преподносит Церковь. Вцелом, молодежь в нашем крае очень активная и добрая.

- Кого в Церкви можно назвать молодежью в широком смысле?

- Если говорить о понятии молодежи, то это ребята ввозрасте от 15 до 35 лет. В Церкви эти цифры никак неменяются.

- Молодежь - объект или субъект социального служения?

- Молодежь служит объектом и субъектом служения одновременно. Наша молодежка, которая занимается делами милосердия, помогает в работе гуманитарного склада епархии, посещает больницы, школы-интернаты, и выступает здесь в рол исубъекта. Именно через молодежь добро идет в массы людей. Но, с другой стороны, это и объект. Все потому, что в делах милосердия большая польза идет именно тому человеку, который их совершает. Эти дела, в первую очередь, нужны именно нам самим. По своему опыту я могу сделать вывод, что дела милосердия очень важны в становлении и воцерковлении молодого человека.

- В чем состоит необходимость молодежного служения в Церкви?

- Я думаю, что молодежное служение – это неотъемлемая часть Церкви. Сама Церковь, как заботливая мать, покрывает и заботится о всех периодах жизни человека: начиная с Крещения и до самого успения. Как сказал Патриарх Московский и всея РусиКирилл: «Молодежная работа – приоритет для всей Церкви». Наше общество очень омолодилось. В свободное время, когда нет какой-то сословности, молодые люди принимают самое деятельное участие в жизни общества. Окормление молодого поколения помогает правильно выбрать вектор своей жизни, не совершить тех ошибок, которые могут повлиять на жизнь человека. Молодежное служение само собой подразумевается Церковью. С ней нужно работать, ее нужно просвещать, делать это мягко - неназидательно, а уважительно, идти навстречу, говорить понятно и на одном с ними языке. Молодежь– это будущее и настоящее Церкви. Сейчас в храмах можно увидеть достаточно людей среднего и молодого возраста. Моя задача, как пастыря, быть проводником ко Христу и неустанно трудиться, показывать собственным примером радость пребывания в Церкви.

- Существуют ли какие-либо методы и секреты, как завлечь молодежь, или они должны прийти сами? Как Церковь может заинтересовать молодого человека?

- Самое главное о чем должен говорить верующий человек – о Боге, о Христе. Все остальное является второстепенным. Любой проповедующий человек оказывается на месте миссионера не случайно. В этот момент ты становишься инструментом в руках Господа, который может очень задеть душу человека. Бог обращается к людям через людей. Поэтому, когда ты сам говоришь верой, говоришь любовью к Богу и хочешь Ему послужить, то Господь через тебя зажигает других людей. Если эта вера есть,то ты найдешь любые методы, как привлечь человека в Церковь. По нашему опыту:начиная от Евангельских бесед в храме, заканчивая спортивными играми. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни».

У любого человека есть запрос на поиск смыслов. Для чего я живу? Для чего я существую? Для чего я люблю? И зачем заниматься любыми делами, если нет высшего смысла? Когда мы говорим о Боге, то делаем это не прямо. К примеру, в разговоре о семейных отношениях, о любви в браке, о выборе второй половины, о воспитании детей. Ребята видят в наших глазах эту любовь, они понимают, что мы такие же люди, и от этого их сердца загораются. Привлечь человека в храм – это не самая большая трудность. Следующий вопрос, как с этим человеком взаимодействовать уже внутри Церкви, как с ним пройти этот путь. Здесь уже требуется некая сердечная глубина и много усилий, труда. Легко верить самому, когда уже пришел в Церковь, посещаешь богослужения, участвуешь в Таинствах. Тяжело отдавать свое сердце, свою душу, свое время, свои силы тем людям, которые в твоих глазах увидели Свет Вечной Жизни. Чтобы поддержать этот Свет требуются настоящие усилия. Здесь мало людей, которые могут отдавать эти силы на служение молодежи. Христос сказал: «Жатвы много, а делателей мало». Моей настоящей мечтой является то, чтобы как можно больше делателей было среди молодых священнослужителей.

- Как Вы думаете, в молодом возрасте человеку проще прийти к вере и Богу?

- Я думаю, здесь должно сложиться множество факторов. Это и воспитание исемейный опыт, и взаимоотношение с родителями. Как показал мой опыт, те семьи, которые являются полными, которые любят друг друга, где есть много детей, то к Богу прийти легче даже из неверующей семьи, но где есть эта полнота и любовь. И, наоборот, если семья неполная, если есть психологическая травма, связанная с родительством - бывает, что эта обида переносится и на Бога - так сложнее человеку прийти в Церковь. Поэтому, отвечая на вопрос, и да, и нет. Также в сторону «да» можно отнести, что душа человека в молодом возрасте более пластична, нет большого негативного опыта, который приобретается в жизни взрослого человека. Но, с другой стороны, при появлении ответственности во взрослой жизни за жену, детей, за дело, которым он занимается, человек начинает задумываться о смысле жизни, Боге, Церкви. Здесь все происходит взвешено. Господь делает все для того, чтобы человека спасти. Но какое счастье, когда человек с юности пребывает в Церкви и здесь создает свою семью.

- Не назидание, а живое общение. Можно ли это высказывание применить к молодежному служению и почему?

- Это высказывание мож-но самым прямым образомприменить к молодежномуслужению. Чтобы кому-то назидать, нужно иметь большой опыт и авторитет. В деле с молодыми людьми этот авторитет нарабатывается годами. Живое общение берет свои корни из Евангелия и Священной Истории Нового Завета, когда Господь пребывал со Своими учениками, три года их наставлял и служил людям. Именно такое живое общение в едином коллективе и одной большой дружной семье укрепляет в вере. Я никогда не забуду, когда мы с отцом Дмитрием Винокуровым ездилив походы, миссионерские поездки. В такой близости с носителями веры ты сам быстро приближаешься к Богу. В Евангелии от Иоанна ученики однажды спросили Иисуса: «…учитель, где живеши?». На что Он им ответил: «…пойдите и увидите…». Апостолы пришли ко Христу в дом и пробыли там целый день. За этот день они полностью изменили свою жизнь. Им хватило этого дня, чтобы понять,что Он – Мессия. Также и мы, когда пребываем в общении с ребятами, читаем Писание, ездим в поездки, участвуем в форумах, организуем их, молимся друг за друга, начинаем пониматьи ощущать присутствие Господа.

- В чем Вы видите цели и задачи этой миссии?

- Самая главная цель – познакомить людей со Христом. Других целей здесь быть не может.

- Какие существуют формы миссии в молодежной среде?

- Эти формы очень различны между собой. Есть внешнее направление, как идти к людям, которые далеки от храма. Если есть вера и находчивость, то ты обязательно придумаешь, как их организовать. Мы проводили очень много уникальных мероприятий, которые оказались многим по душе.Также мы планируем с 1 по 3 мая провести молодежный форум «Радость веры». Это будут пасхальные дни, которые соберут молодежь Хабаровского края. В данный момент мы ездим по школам, проводим в них беседы на темы семейных ценностей, любви, влюбленности, профилактики зависимостей. За время поездки в Вяземском к нам захотело приехать около 60 ребят. Это обычные ребята, которые просто с нами пообщались и познакомились. В феврале мы поедем в Советскую Гавань и Ванино, позовем ребят оттуда. В марте хотим съездить в Бикин. Таким образом, мы планируем собрать 150-200 ребят, которые будут участвовать в форуме, большая часть из которых даже не бывала в храме.

- С какими трудностямичасто приходится сталкиваться?

- Самая главная трудность– это собственная лень. Когда молодежный лидер горит любовью к Богу и людям, тогда зажигаются сердца помощников. Когда начинаешь сам лениться, то и у твоих ребят тоже пропадает рвение. Поэтому здесь все зависит от усердия. Единственный наш враг –это лень. Так всегда было и будет. Помоги, Господи,быть неленивыми деятелями.

- Расскажите о Вашей миссии в сети Интернет.

- Моя миссия направлена на семью. Мы с моей супругой проводим прямые эфиры, отвечаем на вопросы, которые задают зрители.Очень здорово потом читать сообщения от людей, которые приходят к вере благодаря такой деятельности. Здесь ты также понимаешь, как много людей готовы прийти к Богу, но как много нужно для этого приложить усилий. Вопросы задают самые разные: от глубоко религиозных до суеверных. Бывают сложные вопросы, на которые я не могу сразу дать ответ. Приходится долго думать, советоваться со священством и уже через некоторое время давать ответ. К сожалению, сейчас в эфиры получается выходить не так часто из-за большой нагрузки в молодежном Отделе.


"Образ и подобие"