«Если всего один человек посмотрит наш фильм и у него изменится жизнь, значит, нам стоило его снимать»
Беседовала Юлия Алексеева20.07.2016
О том, зачем монастырю своя киностудия, каким сегодняшний зритель хочет видеть православное кино и почему сложно снимать людей Церкви, мы поговорили с гостьей нашей рубрики из города Минска, насельницей Свято-Елизаветинского монастыря, главным редактором сайта обители, помощником режиссера фильма «Два Андрея» инокиней Иоанной (Панковой).
- Расскажите о своей киностудия во имя св. Иоанна Воина. Там снималось множество прекрасных фильмов, столь полюбившихся зрителю, нашим читателям будет интересен ваш рассказ.
- Предназначение нашей студии мы видим в том, чтобы постараться посредством искусства кино, музыки, мультипликации сделать мир чуточку добрее. В наше динамичное время эти формы искусства способны прямо и непосредственно коснуться сердца человека, донести опыт веры и любви художника до зрителя и слушателя.
Студия – это группа молодых, вдохновенных и влюбленных в свое дело профессионалов, которые стремятся использовать в своей работе современные технологии, сохраняя при этом ориентацию на нравственные ценности и преданность православному мировоззрению.
В нашей деятельности ключевыми являются такие понятия, как профессионализм, социально-нравственная тематика работ, сопричастность зрителю, свобода творчества художника, единство формы и содержания.
В своих фильмах мы не только поднимаем острые проблемы современности: алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, социальной адаптации, но и показываем пути выхода из них. Судьбы героев фильмов становятся тому живым примером.
- Команда, которая работает на киностудии… расскажите, кто эти люди?
- Профессионалы-единомышленники, объединившиеся вокруг монастыря. Каждому из нас есть что сказать, а наши профессии подсказали форму повествования.
С момента основания в 2006 году Студию возглавляла монахиня Иоанна (Орлова). Она стала автором первого документального фильма Студии – «Путем любви», снятого по благословению духовника монастыря протоиерея Андрея Лемешонка. Фильм рассказывает историю возникновения обители из православного сестричества, духовно окормляющего пациентов Республиканской психиатрической больницы.
В 2014 году студия объединилась с сайтом монастыря, и руководить творческим процессом стала уже другая Иоанна (смеется).
- В 2015 году вышел фильм «Два Андрея». Вы принимали участие в работе над картиной, расскажите о создании фильма, как возникла идея?
- Это столкновение двух разных идей и предложений. Со стороны творческого коллектива нашего монастырского сайта, мы хотели снять ролики и показать, как проходит неделя нашего духовника отца Андрея Лемешонка, какими событиями она наполнена. С этой идеей пошли на собрание старших сестер монастыря. Матушка Иоанна (Орлова) (до 2014-го года, как было сказано, она руководила киностудией во имя св. Иоанна Воина) рассказала нам, что они с сестрами давно вынашивают идею снять фильм о нашем духовнике. Но не смогли приступить к этому, потому что отец Андрей ответил отказом. Он не хотел, чтобы фильм был только о нем и о его жизни. И тогда у нас родилась идея снять фильм и о других священниках Андреях.
Изначально фильм должен был называться «Три Андрея», то есть три протоиерея должны были быть в картине главными героями – это наш духовник Андрей Лемешонок, Андрей Логвинов, священник из Костромы, поэт, член Союза писателей России, и всем известный Андрей Ткачев, священник из Киева. Мы хотели в своем фильме объединить три страны – Россию, Белоруссию, Украину. С Украиной у нас ничего не получилось, так как там началась вся эта непонятная политическая ситуация, поэтому мы остановились на двух Андреях и начали снимать фильм. Все просто.
- Почему были выбраны именно эти герои?
- Это два известных духовника нашей Церкви, из России и Белоруссии, судьба которых очень схожа, они оба творческие и неординарные личности. Отец Андрей Логвинов был свидетелем рождения нашего монастыря, видел изнутри, как все начиналось. Они с отцом Андреем Лемешонком друзья и близкие по духу люди. В нашем монастыре есть духовные чада костромского батюшки – это еще одна объединяющая нить. Ну и, конечно, важный факт, что батюшка - замечательный русский поэт, а в нашем монастыре есть регент - мать Иулиания (Денисова), известная многим по фильму «Инокиня», и у них получился очень хороший творческий союз. Много «православных хитов» сегодня можно услышать, где соединились слова отца Андрея и музыка монахини Иулиании. Мы все взаимосвязаны, поэтому выбор главных героев произошел совершенно естественным путем.
– Что Вы лично для себя открыли, принимая участие в съемках этого фильма?
- Для меня это первый опыт в создании фильмов, я по образованию журналист и с кино не имела никаких дел до этого момента. Когда у нас возникла идея снимать фильм, мое послушание было – руководитель сайта монастыря. А так как сайт и монастырская киностудия во имя св. Иоанна Воина были соединены в одну структуру, мне пришлось принимать непосредственное участие в создании фильма, это стало частью моего послушания. Я стала исполнять обязанность главного помощника режиссера и поняла, что мир кино мне очень интересен, нравилось тесно общаться со съемочной группой, ездить в командировки, вести переговоры, работать с героями картины.
Режиссер фильма – Галина Адамович – удивительный человек, очень глубокий, чувствующий людей изнутри, открывающий их с разных сторон. Она высочайший мастер своего дела, настоящий художник.
Мое участие в фильме дало толчок тому, что сегодня мы готовим два новых проекта – это фильм про Донбасс, рассказывающий о жизни до и после начала войны, о том, чем он живет сегодня, что происходит с людьми. Есть еще проект «Притчи» – это короткометражные фильмы.
– Фильм «Два Андрея» – это проповедь, биография или что-то иное? Какова тематика фильма, как Вы определяете его жанр?
– Это фильм-портрет; в нем, конечно, есть проповедь, но она негласная и показана через жизнь героев. Режиссер рассказал, как сегодня живет семья священника, что им бывает тяжело, у них есть свои проблемы и свои борения, есть свои радости, но они не унывают. Вот это и есть проповедь. В фильме нет высоких слов или открытого призыва к действию, в нем есть ГЛАВНОЕ, но сказанное простыми словами, и если зритель это прочувствовал, значит, у нас все получилось.
- Начиная создавать фильм, вы думали о конечном результате, о зрителе? Какую реакцию вы ожидали?
- Вообще, этот фильм выстраданный, он давался нам очень тяжело, и снимать его было сложно. Мне с главным режиссером приходилось входить в семьи, и не просто в семьи, а в семьи священников, которые закрыты. Вот, к примеру, наш духовник, отец Андрей Лемешонок, – на первый взгляд, очень открытый и публичный человек, но при этом не любит много говорить о себе и своей семье. Мне было очень тяжело договориться с ним.
Но главные герои тоже работали над собой – открывались нам, ведь очень важно было провести параллель между нами, а это сложно, люди очень разные. Наш батюшка не эмоциональный и строгий, а отец Андрей Логвинов, наоборот, сердечный, открытый.
Далее был очень трудный этап монтажа, он длился долго, некоторые вещи не удавалось согласовать, но Галина Адамович очень старалась, молилась. Только по молитвам и милости Божией у нас получился этот фильм.
- Снимать людей Церкви крайне сложно, и все-таки команда вашей киностудии не раз бралась за этот труд. Раскройте профессиональный секрет, как вы преодолеваете многочисленные барьеры на пути картин?
- Как советовал один священник, необходимо промаливать (смеется); конечно, прежде всего - молитва. Молитва за главных героев, за съемочную группу. Человек должен чувствовать, что ты приехал к нему со всеми этими камерами, людьми не просто любопытства ради, а делаешь важное, нужное дело, и делать его, конечно, нужно с любовью к героям, с чувством глубокого уважения к ним. Ты должен прожить с ним жизни. К примеру, с отцом Андреем Логвиновым мы проживали день за днем, стали членами его семьи. И конечно, должно быть чутье. Вот, к примеру, когда мы поехали в Киев к отцу Андрею Ткачеву, то поняли, что у нас мало что получится. Нужно было оставить, не нужно ломать героя.
- Мать Иоанна, как удается показать с помощью камеры веру, любовь, раскаяние?
- Это все чутье режиссера, сближение с героем. Тут не должно быть обмана, фальши - зритель все видит и чувствует.
- Мать Иоанна, а как Вы сами оцениваете сегодняшнее состояние кинематографа?
- Я могу сказать одно: меня радует, что сегодня есть фильмы, которые рассказывают о жизни Церкви современным языком, понятным сегодняшнему зрителю, молодежи. Изменилась форма подачи материала, ведь зрителя отталкивает такое, знаете, «елейное православие», с заученным рассказом о прочитанном в книгах. Ему сегодня нужна ожившая история, через реальную жизнь. Почему фильм «Инокиня» так любим? В нем показана реальная жизнь человека с радостями и горестями, борьбой, раскаянием, со слезами и улыбками. Таких историй много – это дает людям надежду, это дает силы поменяться и изменить свою жизнь. И все это без красивости, все как есть. Вот, к примеру, наш фильм «Донбасс», о котором я уже говорила. Герои - реальные люди, проживающие Евангельские истины. Ты приезжаешь туда и видишь Евангелие в жизни. Дай Бог нам все снять и закончить работу над фильмом.
- Как Вы считаете, у сделанных монастырской киностудией фильмов есть будущее? Вы часто бываете на кинофестивалях. Что о ваших картинах говорят кинокритики, зритель?
- Могу сказать одно: судя по тому, что нам пишут люди, что я рассказываю о нашей работе на страницах хабаровской газеты, людям это интересно. Есть отклик в сердцах зрителей. Думаю, конечно, есть будущее, почему нет? Даже если всего один человек посмотрит наш фильм и у него изменится жизнь, значит, мы трудились не зря.
- Вы сами какие фильмы смотрите? Ваши любимые картины?
- Мой любимый фильм – «Форест Гамп».
- Короткометражные ролики, которые сегодня снимаются в монастыре, – это новый жанр, который Вы осваивает?
- Мы делаем это для сайта. Перерастут ли они в фильмы, станут ли идеями для полноценного кино – ну это как Бог даст. Но пока нам интересны эти сюжеты именно в такой подаче: очерки о событиях, о жизни, о вере. Есть люди, которые готовы трудиться, рассказывать о жизни монастыря, о православии, есть оборудование - настоящее, киношное, и это все стало крепким фундаментом и открыло для нас новые возможности. Вот, к примеру, наши «Притчи» – их ждет зритель. Пока в более легком и короткометражном варианте они есть на нашем сайте www.obitel-minsk.by, есть в Youtube
- Что самое сложное в Вашей работе?
- Не погасить в людях творческий огонек, чтобы они его несли дальше, не перегорели, оставалось желание творить в единстве с Богом.
- Что бы Вы хотели сказать вашему дальневосточному зрителю?
- Не унывать, всегда радоваться. Воплощать все свои творческие идеи в жизнь, заряжать этим других людей, делать Православие не скучным, а жить в нем радостно и вдохновительно.