Митрополит Владимир совершил вечерню с чином прощения в главном соборе города
Хабаровская духовная семинария27.02.2017
26 февраля 2017 года в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Успенского архиерейского подворья протоиерей Сергий Шуталев, первый проректор Хабаровской духовной семинарии иерей Дионисий Проскурин, проректор по научной работе иерей Максим Суворов, иерей Виктор Галян, иерей Сергий Аникин, иерей Олег Кузнецов.
По окончании вечерни с архипастырским словом к молящимся обратился митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, испросив у присутствующих прощения и отметив, что время Великого поста предназначено для покаяния и внутреннего духовного делания.
Во время чина прощения архиерейский хор исполнял песнопения подготовительных недель и Великого поста, а в завершении пропели стихиры Святой Пасхи.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — поет хор, а в это время семинаристы и прихожане подходят сначала к архиерею, затем — к духовенству и, наконец, просят прощения друг у друга. Слышатся привычные слова: «— Прости меня! — Бог простит, и ты меня прости».
Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой.В этот день верующие во время Литургии имеют возможность слышать Евангельское чтение, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (Мф 6:14-19).
По окончании вечернего богослужения православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с «доброй душой», сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху — Воскресение Христово. В этот день последний раз вкушается скоромная пища.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному в пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды — как перед смертью. И конечно сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным всеми и — благодаря этому — с Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.