Чтения: "Только личный пример учителя взрастит семя духовности у детей"
Алексей Кирильчик (Хабаровская духовная семинария). Фото: Павел Науменко06.12.2013
4 декабря 2013 г. на базе Хабаровской духовной семинарии в рамках Краевых педагогических Рождественских чтений прошло заседание рабочей секции «Духовно-нравственный компонент Федерального государственного стандарта начальной школы».
Духовное воспитание подрастающего поколения всегда волновало общественность, так как это фундаментальное понятие определяет как развитие государственности, так и идентификацию нации. Однако до недавнего времени подобного рода вопросы не были зафиксированы каким-либо документом на государственном уровне.
На сегодняшний день в России утвержден Федеральный государственный стандарт начальной школы. На базе данного стандарта и в строгом соответствии с ним любое образовательное учреждение может создавать свои программы по обучению и воспитанию детей начальной школы. Духовно-нравственный компонент государственного стандарта предполагает создание соответствующих творческих концепций авторских программ. Обсуждение этих программ и обмен опытом являлись главной задачей, которую поставили организаторы секции «Духовно-нравственный компонент Федерального государственного стандарта начальной школы».
В работе секции приняли участие более 25 человек. Были прослушаны и обсуждены 3 доклада, авторы которых представили слушателям свои уникальные программы по духовно-нравственному воспитанию учеников начальной школы.
Так, Чурадаева Лена Борисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 с. Хорба Комсомольского района поделилась опытом воспитания нравственных чувств и этического сознания у школьников начальных классов, где она преподает. Главным принципом своих образовательных разработок Лена Борисовна считает принцип «нравственность только через дела». Нравственным человек становится не потому, что он знает нравственные законы, но только потому, что на своем опыте стремиться применить их в жизни. Разработанная педагогом программа условно делится на две части — это уроки добродетелей (20 занятий) и практические уроки, ставящие своей целью привить навыки нравственного поведения, уважительного отношения к родителям, способности эмоционально реагировать на негативные поступки и адекватно оценивать их. Эти занятия проходят в игровой форме и их названия выражают суть урока: «Спасем доброту», «Азбука выражения эмоций» и т.д.
Живой интерес у слушателей вызвал доклад Полтавской Юлии Вячеславовны, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор района им. Лазо, которая поделилась опытом реализации своей программы по воспитанию у детей ценностного отношения к прекрасному, к формированию представлений об эстетических идеалов и ценностей. Программа Юлии Вячеславовны предусматривает работу с детьми через задействование их в активный процесс творческой инициативы — это участие в различных акциях и концертах (ярмарка чудес, акция «помоги зимующей птице»), разработка сценариев праздников и проведения их (день матери, праздник русской матрешки), совместная работа детей и родителей (родительские собрания, туристические походы, соревнования), работа в творческих коллективах (изостудия «Мой мир», клуб «Наследник», школьный музей).
Подводя итоги Абраменко Наталья Станиславовна, старший методист КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования», отметила практическую значимость встречи. Именно обсуждение новых разработок и программ, обмен опытом, общение коллег есть тот барометр, по которому можно оценить работу секции. «Необходимо всегда помнить,— также сказала Наталья Станиславовна,— что духовность есть истинный смысл, который определяет облик человека. Духовность же для учителя — это тот необходимый компонент, который определяет качественную характеристику педагога».
Действительно человек, которому вверяются юные сердца, должен быть несомненно профессионалом в своем деле, он (и это самое главное и необходимое условие) должен обладать признаками «чистой» духовной наполненности, в противном случае все программы и концепции по духовно-нравственному развитию останутся «мертвыми» выразителями идей, ибо только личный пример являет суть написанного.