Хабаровск православный Журнал Роль образования в развитии христианской миссии

Роль образования в развитии христианской миссии

Протоиерей Владимир Воробьев

29.11.2006

Что такое миссия в понимании Церкви? Миссия – это всегда явление святости, явление высочайших духовных ценностей. И настоящими миссионерами называют таких людей, как святитель Иннокентий Московский, святитель Николай Японский, преподобный Макарий (Глухарев). Именно такие миссионеры просвещали целые народы и новые страны и положили основание новым Церквам. Обычно такая миссия является подвигом величайшего масштаба, подвигом самоотвержения. Миссионер уходит в чужую страну к язычникам, живет с ними, осваивает их язык и быт. Он начинает жить их жизнью и полностью отдает себя этому народу. Святитель Иннокентий составлял грамоту и азбуку, он учил бороться с болезнями и сам лечил болезни, ходил на охоту и строил дома вместе с этими людьми. Одним словом, он посвятил этому народу целую жизнь. И конечно, в этой деятельности огромное значение имеет освоение языка народа, который является объектом миссии, составление переводов Священного Писания и богослужения на новый язык. А для этого требуются не только самоотвержение, любовь и святая жизнь, но и очень большой талант, большие знания.

Сейчас тоже есть место для такого подвига, есть народы, к которым нужно идти и селиться между ними. Но наша Церковь еще не оправилась от периода гонений, и у нее нет таких сил, какие были раньше. Так что сейчас только начинают говорить о миссии, и когда думают, кого бы послать в ту или иную страну, то обычно не находят подходящего человека. Кроме того, нужно сказать, что постановка задачи православной миссионерской деятельности претерпела серьезные изменения. Если до революции нужно было просвещать языческие народы, то сейчас нужно просвещать, прежде всего, своей народ – народ, который имеет общую с нами культуру, общие корни. И этот народ потерял веру. Поэтому эта задача, задача внутренней миссии, должна стоять на первом месте.

Миссию, конечно, нельзя заменить чем-то более мелким, вроде миссионерских поездок, т.к. в ходе таких поездок мало места остается для подвига. Эти поездки носят скорее ознакомительный характер. Может быть, конечно, в них есть определенная польза, но эти поездки не смогут заменить жизнь. Тем более, настоящая миссия не может быть заменена молодежной или культурной работой, лекциями или участием в спортклубах или детских лагерях. Все эти мероприятия полезны, они приносят свои плоды, но естественно, что это не является полноценной миссионерской деятельностью.

И, прежде всего, миссионерскую работу сейчас можно осуществлять в форме образовательной деятельности, потому что образование имеет с недавнего времени огромное значение. Сейчас учатся практически все, и именно в учебных заведениях сосредотачивается молодежь. Считается, что в России учится сорок миллионов человек – вся молодежь, все дети учатся в школах и вузах. И если перед нами стоит такая цель, как просвещение нашего народа, то мы должны идти, прежде всего, к молодежи, но только не на спортплощадки и детские лагеря, а, прежде всего, – в школы. Но на этом пути встречаются законодательные трудности. И получается, что наша Церковь эту сторону деятельности оставляет в тени. Разумеется, Церковь ведет борьбу за то, чтобы получить достойное место в образовательной системе, но эта борьба довольно-таки вялая, и поэтому Церковь фактически отсутствует в системе образования. И получается, что самое главное направление миссионерской деятельности Церкви ею не освоено, и мы не замечаем, что на самом деле теряем. Утрируя, можно было бы сказать, что если Церковь не выполняет своей миссии в области образования, то она фактически проигрывает в этом мире и свой долг исполнить не может. Это видно и на практике: спустя пятнадцать лет после перестройки построено масса храмов, во многих областях церковной жизни достигнут определенный результат, но, к сожалению, за эти пятнадцать лет изголодавшийся по вере народ не пришел в Церковь. Наоборот, народ в своей массе, и в том числе молодежь, оказался вне нашей проповеди; мы не сумели прийти к нашей молодежи, и она не услышала нас. Конечно, у нас с каждым годом все больше храмов, в Церковь приходит все больше молодежи, но в целом означенная задача, конечно, не решена. Поэтому, самым приоритетным направлением миссионерской работы Церкви должна быть выбрана именно работа в сфере образования, на что необходимо направлять больше всего усилий, энергии и средств.

Ценность образования для Церкви иллюстрирует такой пример: один греческий старец после того, как Греция была освобождена от турецкого ига, ходил по греческим деревням и селам, и говорил: «Не стройте храмы, стройте школы». Этот пример нисколько не умаляет значение храма, значение Литургии в жизни Церкви; старец лишь подчеркивал огромное значение школ. Но, если сравнить количество построенных за последние годы храмов с количеством созданных за это же время школ, можно заметить огромную диспропорцию: количество школ минимально и качество их весьма низкого уровня. И поэтому, когда мы говорим о перспективах миссии, мы, прежде всего, должны думать об образовании, которое содержит в себе и воспитание в вере, и привитие христианской нравственности, и формирование правильного отношения к своему отечеству. Недаром еще до революции обер-прокурор Святейшего Синода Русской Православной Церкви К.П. Победоносцев направил огромные усилия на образование народа, и за свою долгую деятельность добился открытия примерно сорока тысяч церковно-приходских школ, которые были изъяты из ведения Церкви Временным правительством. И это несмотря на то, что они содержались полностью на счет Церкви и принадлежали только Церкви. Но сам факт верного понимания задач Церкви Победоносцевым весьма примечателен.

После революции система церковно-приходских школ, была изъята из ведения Церкви и стала кузницей атеизма. Но, интересен тот факт, что количество школ в нашей стране и сейчас примерно соответствует вышеприведенной цифре: в настоящее время насчитывается примерно 60 тысяч школ, причем доля городских школ достаточно высока, сельских школ насчитывается не более сорока тысяч. Таким образом, в настоящее время мы имеем примерно то же, что когда-то успел создать Победоносцев. Поэтому, наши усилия должны быть сконцентрированы именно в этом направлении.

В настоящее время образовательная система имеет очень сложную структуру, она стала, можно сказать, «государством в государстве». И современное законодательство, действующее в сфере образования – законы «Об образовании», «О свободе совести» – совершенно не соответствуют нынешней реальности. Но и оно дает достаточно много возможностей в данной сфере. В то же время сама церковная общественность пока не замечает ни проблем, имеющихся в данной сфере, ни предоставляемых законодательных возможностей. Зачастую в качестве главной задачей Церкви понимается строительство храмов и, пожалуй, семинарий, которые бы готовили будущих священников, что и является центральным направлением работы епархиальных властей.

Благодаря сложившейся в советские времена традиции, между интеллигенцией и Церковью, между светскими учебными заведениями и Церковью все еще стоит непреодолимая каменная стена. И порой Церкви очень трудно найти верный подход к общественности. Обычно контакты налаживаются на личном уровне – если кому-нибудь удается наладить отношения с каким-нибудь административным лицом профессором, то нам кажется, что цель достигнута. И тут же начинается работа по схеме: – этот профессор пойдет и расскажет о Церкви кому-нибудь еще. Но, с другой стороны, все мы прекрасно знаем, что происходит, если такой человек приходит в школу или в вуз.

Но если бы нам удалось открыть в каком-нибудь университете теологический факультет, какой был бы результат? Это означало бы, что весь университет через несколько месяцев, или через год-два, изменит свое отношение к Церкви. Для него вера станет чем-то совершенно понятным и своим. И ввиду того, что образовательная система сейчас неотделима от общества, после осуществления подобных шагов полностью поменялось бы отношение и общества, и, следовательно, администрации и вообще всего государства, к Церкви. Поэтому наша задача – не только подготовка священников, и даже не только подготовка кадров, сопутствующих миссионерской деятельности – педагогов, воспитателей, – но и хотя бы элементарное присутствие в системе образования, вживание в нее, что тоже является, по сути, миссией. Так поступает любой нормальный миссионер: он не должен насильно заставлять принимать веру, он должен поселиться среди народа, к которому он пришел, и жить с ним, и этот народ должен увидеть в этом миссионере настоящего христианина, увидеть его святость. Точно также и Церковь – он должна жить в системе образования, она должна там присутствовать. В университетах должны быть православные преподаватели, православные студенты. И именно их присутствие достаточно скоро коренным образом изменит эту ситуацию. Для такой деятельности уже созданы все условия, и созданы большим трудом.

В результате многолетней и упорной борьбы мы имеем для этого все законные возможности. Сейчас уже существует государственный образовательный стандарт по теологии, который позволяет в любом, государственном или негосударственном, учебном заведении открыть кафедру, отделение или факультет теологии, причем лицензия может быть получена без особых проблем. Через несколько лет эти подразделения могут получить аккредитацию, что означает получение студентами, оканчивающими учебное заведение по кафедре или на факультете теологии, диплома государственного образца. Следовательно, они могут прийти в любое государственное учреждение, в любой вуз в любую школу с полным правом преподавать или занимать какую-либо другую должность. У них будет фундаментальное, высококачественное образование.

К сожалению, мы недостаточно активно используем эти возможности. За прошедшие годы открыто около сорока таких подразделений, из них двадцать одно – в государственных университетах. Но для нашей страны этого недостаточно. Тем не менее, там, где этому делу уделяет внимание правящий архиерей, или какой-нибудь очень активный священник, там имеются удивительные результаты. Например, когда в Тульском Государственном университете (этот весьма авторитетный в России университет в рейтинге вузов стоит на шестом месте) предложили открыть кафедру теологии, то инициатора, нынешнего заведующего этой кафедрой протоиерея Льва Махно, подрежали всего два человека – все были против. Тем не менее, кафедра была открыта. Ректор университета на смог предоставить кафедре необходимого помещения, но отдал ей нуждавшееся в капитальном ремонте общежитие. Отец Лев охотно согласился на это. Был отремонтирован сначала один этаж, затем второй и третий, таким образом, сейчас эта кафедра занимает в университете три этажа, в то время как не всякий факультет занимает такую площадь. За несколько лет существования эта кафедра стала самой лучшей кафедрой в университете. Эту кафедру посещали Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Алексий, ректор университета показывает кафедру всем гостям университета. В данный момент это самая престижная кафедра университета с конкурсом восемь человек на место. Кафедра отца Льва совершенно самобытна, ее студенты – украшение университета. Поэтому можно сказать, что там, где прикладывают усилия в этом направлении, будет получен блестящий результат. Кроме того, нельзя не отметить, что наш стандарт по теологии признан лучшим гуманитарным стандартом России.

Другой пример. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, после назначения на ярославскую кафедру стал, прежде всего, добиваться открытия теологического факультета в местном университете. Несмотря на сложную ситуацию в Ярославле – в городе высока активность различных сект и атеистически настроенных граждан – он добился открытия факультета, хотя факультету также не предоставили помещения. Но это нисколько не смутило владыку Кирилла, и он принял решение разместить факультет в здании Ярославской семинарии. И теперь студенты Ярославской семинарии одновременно являются студентами теологического факультета, и по окончании семинарии получают два диплома. Таким образом, мы имеем все возможности для такой работы, и это направление миссионерской работы является самым перспективным.

Что касается открытия филиалов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) в различных епархиях (который сейчас насчитывается двенадцать), то необходимо отметить, что, во-первых, филиал – это промежуточная форма образовательных учреждений, а во-вторых, Министерство образования и науки ведет работу по закрытию филиалов различных вузов, т.к. благодаря филиалам существуют удобные возможности для отмывания денег. Кроме того, существуют дополнительные трудности – наши филиал требует, чтобы студенты время от времени приезжали на учебу в Москву. Если же на территории епархии есть отделение, факультет или кафедра теологии в каком-нибудь государственном или негосударственном университете, то это означает, что уже имеются помещение, общежитие, библиотека, столовая и преподаватели всех гуманитарных дисциплин; кроме того, проще получить лицензию и аккредитацию, потому что университет уже аккредитован. Проблемы могут существовать только в подборе преподавателей для вероучительных дисциплин и в наблюдении за процессом преподавания.

Если епархия строит свою семинарию, то необходимо начать «с нуля». Но сколько будет при этом затрачено сил, и когда появятся первые результаты? И Церковь не сможет дать выпускникам никакого документа об образовании, т.к. у учебных заведений Церкви нет государственной аккредитации. Поэтому самый перспективный путь внедрения в образовательную систему – это создание на местах теологических факультетов. И это ни в коем случае не создаст противоречий при одновременном функционировании теологического факультета и духовной семинарии; тем более, что на законодательном уровне разрешено одновременное получение двух дипломов. И тогда выпускники семинарий будут иметь право на осуществление самых разнообразных видов деятельности благодаря тому, что им будет выдан диплом государственного образца. Кроме того, на этом факультете можно обучать достаточно большой набор специалистов и открывать различные специальности.

В настоящее время образование имеет очень много возможностей. Существуют различные методики образования: очное, заочное, вечернее, и второе высшее, дистанционное, появившееся совсем недавно. В ПСТГУ весьма успешно развивается высокоперспективная система дистанционного компьютерного образования, причем университет, по общему мнению, сумел воспользоваться лучшей методикой. Для того, чтобы учиться по этой системе, необходимо только подключение к сети Интернет. Фактически это представляет собой индивидуальные занятия с педагогом. Их интенсивность такова, что они годовую программу проходят за два месяца, таким образом, в течение года-двух можно получить хорошее качественное образование. И данные услуги университет может предоставлять в неограниченном объеме. Правда, существует одно «но»: у университета пока нет возможности выдавать диплом сразу, у университета пока нет возможности выдавать диплом сразу после окончания обучения, но эта проблема решается выездом в университет и сдачей соответствующих экзаменов; таким образом, пользователь этих услуг может получить диплом государственного образца.

Об авторе:
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета


Церковь, Миссия