Хабаровск православный Журнал Опыт исследования дел новомучеников на примере жизнеописания епископа Владивостокского и Приморского Варсонофия (Лузина)

Опыт исследования дел новомучеников на примере жизнеописания епископа Владивостокского и Приморского Варсонофия (Лузина)

Суворов Максим

23.12.2009

В 2008 — 2009 учебном году в рамках курсового проекта нашей рабочей группой, состоящей из нескольких студентов Хабаровской духовной семинарии, принадлежащих к церковно-исторической кафедре, было изучено и частично введено в научный оборот  архивное дело УФСБ под номером П-94123, находящееся в архиве Хабаровского УФСБ. На данное архивное дело мы вышли благодаря книгам-мартирологам, составленным обществом «Память». Дело представляет собой «кладезь» в церковно-историческом плане, поскольку по нему проходит восемьдесят священников и мирян Хабаровского и Приморского краев, репрессированных и сосланных в различные места осуждения, а затем и мученически убитых в конце 30-х годов, в том числе епископ Хабаровский и Приамурский Пантелеимон (Максунов) и епископ Владивостокский и Приморский Варсонофий (Лузин). По делу проходят также все священнослужители Приморья, находившиеся на свободе к маю 1931 года, арестованные и осужденные по данному делу.

Данное дело раньше находилось под грифом «совершенно секретно», ныне рассекречено, состоит из четырех объемных томов, в среднем по 250 страниц каждый. Примечательно, что данное дело, надписанное принадлежностью к Омскому УФСБ, относится по спискам проходящих по нему людей в основном к Приморскому краю, но, тем не менее, находится в архиве Хабаровского УФСБ. Такие дела, представляющие большую историческую ценность, по правилам архивоведения не должны находиться вблизи границ государства из-за опасности захвата архивных фондов противником. Тем не менее, в силу неких причин, оно находится здесь, и мы имеем уникальную возможность знакомиться и исследовать его материалы. Сущность материалов дела сразу бросается в глаза и говорит о новом курсе государства по отношению к Церкви на тот исторический момент начала 30-х годов — тотального физического уничтожения Церкви государством после неудавшейся попытки расколоть ее изнутри с помощью «обновленцев» в двадцатые годы XX века. Это соответствует и исторической действительности. Например, Сталин в марте 1931 г. в интервью одной из американских газет, на вопрос об отношении советской власти к Церкви ответил: «Я жалею только о том, что не смог до сих пор покончить со всеми ими». А в мае 1931 следует массовый поголовный арест и осуждение по данному делу всего дальневосточного духовенства. В итоге по делу с формулировкой «черносотенное духовенство» дальневосточное священство во главе с двумя правящими архиереями было осуждено и сослано в различные трудовые лагеря с различными сроками осуждения.

Следует отметить, что материал подобных дел часто является единственным источником, описывающим последние моменты жизни людей, а с церковно-исторической точки зрения часто становится материалом, служащим основанием для канонизации, поскольку ярко иллюстрирует мученический подвиг стояния за веру во Христа. Известно, что акты-мартирологи Римской Империи, относящиеся к первым векам христианства, явились основным материалом для составления житий святых мучеников. В этих актах в подробностях записывались диалоги допросов, пытки, мучения осужденных. И ныне, после лихолетья кровавых тридцатых годов, мы имеем богатейший житийный материал - рассекреченные следственные дела НКВД. Следует отметить, что в других регионах России, в основном на западе, давно ведется работа в архивах ФСБ по открытию для мира подвига исповедников Христовых начала XX века. Результатом этого стали тысячи на данный момент канонизированных новомучеников и исповедников российских, за что Церковь, конечно, в первую очередь, благодарна сотрудникам организаций, занимающихся тяжелым трудом поиска, учета и регистрации репрессированных граждан СССР начала XX века, подобных обществу «Память». Тем не менее, на Дальнем Востоке работа в данном направлении еще только начинается и сотрудничество между Хабаровской духовной семинарией и архивами только налаживается.

        Итак, на мою долю в рамках курсовой работы выпало составление жизнеописания епископа Владивостокского и Приморского Варсонофия (Лузина), служившего во Владивостоке с 14 августа 1930 по 25 мая 1931 года в качестве епархиального архиерея. Официальный титул владыки Варсонофия был «Епископ Владивостокский и Камчатский» от Московской Патриархии. Ввиду неразделенности епархии на тот момент на канонические территории современных епархий, а также отсутствия архиереев, владыке Варсонофию приходилось управлять помимо территории своей епархии также территорией полуострова Камчатка и о. Сахалин. За период немногим более полугода своего архипастырства, с августа 1930 по сентябрь 1931 года,  епископ Варсонофий сумел наладить нормальную административную деятельность в епархии, организовать помощь заключенным священнослужителям своей епархии и их семьям, удовлетворить духовные нужды верующих. Это ясно прослеживается из материалов дела, переписки владыки, его указов, ответов пастве, благодарных отзывов священства и мирян. На основе материалов дела, в частности автобиографии епископа, подробных протоколов допроса, изучения изъятых при аресте писем и других документов, прикрепленных к делу, появляется возможность составления портрета видного иерарха РПЦ начала XX века. Интересно отметить, что по данным документам в форме вопрос следователя - ответ заключенного - реакция следователя, а также актов показаний друг на друга, нередко предательских, можно частично вникнуть в умонастроение людей той эпохи, и поэтому во многом не так как в учебниках истории понять, что же привело к таким парадоксальным катаклизмам безбожия, массового кровопролития, репрессий начала XX века.

В итоге результатом нашего исследования явилось составление насколько возможно подробного жизнеописания иерарха Русской Православной Церкви до момента его осуждения и ссылки на 10 лет в Беломоро-Балтийский лагерь в Карелии, включая время его пребывания в тюрьме Владивостокского ОГПУ. Из сухих материалов Православной Энциклопедии нам известно, что с февраля 1932 года по сентябрь 1937 года епископ Варсонофий находился в лагерях Карелии. Именно этот отрезок жизни епископа представляет для нас особый интерес, поскольку остаются невыясненными обстоятельства кончины епископа. Известно лишь, что 25 августа 1932 года епископ Варсонофий был арестован в лагере и обвинен в создании «контрреволюционной группировки, ставившей своей задачей организацию вооруженного восстания заключенными в лагерях, с последующим захватом территории Карелии, установление связи с Финляндией и оказание помощи международной буржуазии в борьбе против СССР». Виновным себя не признал. 23 февраля 1933 года переведен в штрафизолятор Онежского леспромхоза управления Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря. Далее с сентября 1936 года назначен бухгалтером финансовой части. За «антисоветскую агитацию» был лишен зачетов рабочих дней за все время пребывания в лагере. Обвинен в участии «в контрреволюционной группе», которая «сознательно подрывала экономическое состояние леспромхоза», и в «антисоветской агитации среди заключенных». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки НКВД Карельской АССР от 9 сентября 1937 года. Архивные дела УФСБ, касающиеся последних дней владыки Варсонофия находится в УФСБ России по Республике Карелия. Они известны — это дела под   П-13947;   П-9749. Автор надеется на дальнейшее сотрудничество с органами УФСБ для составления завершающей части жизнеописания владыки Варсонофия (Лузина), описывающей его исповеднический подвиг.

        Следует отметить, что по данному делу также проходит епископ Хабаровский Пантелеимон (Максунов), материалов по личности которого в данном деле не меньше. Отдельной темой в данном деле проходят все уцелевшие на тот момент монастыри Приморья. Это пять монастырей, действовавших во Владивостоке и Уссурийске нелегально, на квартирах и в частных домах, поскольку все легальные монастыри на момент начала 30-х годов были упразднены. Это подробный список игумений, монахинь и послушниц монастырей с краткой биографией и ссылкой на дальнейшую судьбу, исходя из обвинительного приговора. Кроме того, в деле имеются материалы, пожалуй, почти на все духовенство и наиболее активных мирян, оставшихся на свободе на тот момент. Все они были осуждены, и по материалам дела можно проследить их дальнейшую судьбу. Все это представляет необозримый пласт житийного материала для новомучеников и исповедников российских и требует дальнейшего подробного изучения. К тому же в архиве Хабаровского УФСБ находится множество дел, абсолютно не изученных. В итоге, по результатам проделанной работы нам удалось выписать и опубликовать подробный список осужденных, проходящих по данному делу с краткой биографией и постраничными ссылками на материалы дела с целью дальнейшего его введения в полноценный научный оборот, то есть размещение данного списка в сети Интернет. Это позволит родственникам пострадавших, при необходимости найти через поисковую строку возможно ранее недоступную информацию о своих близких. Тем не менее, еще только предстоит провести тщательные исследования, касающиеся жизни дальневосточного духовенства, монашествующих и мирян начала XX века, что необходимо хотя бы для установления исторической справедливости. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество Хабаровской духовной семинарии с органами УФСБ и другими организациями, занимающимися подобной работой.

Суворов Максим, студент Хабаровской духовной семинарии.

Доклад на конференции «Церковная история в архивах и библиотечных фондах Хабаровского края».

Хабаровская духовная семинария, 23 декабря 2009 года.


Церковь, История