Внутри каждого из нас притаился ребенок
"Образ и подобие": Год литературы21.01.2016
Митрофорный протоиерей Николай Агафонов - создатель плавучих храмов на Волге, член Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Весной этого года он посетил нашу епархию в рамках межрегиональной книжной выставки «Радость слова». Батюшка побывал в самых дальних уголках епархии, в колониях, тюрьмах. График был в те дни очень плотный, поэтому побеседовать нам удалось лишь полгода спустя. Итак, священник Николай Агафонов и его правила жизни.
Мои книги – это… реальный мир моей творческой фантазии. Я в нем живу, переживая вместе со своими литературными героями все перипетии их судьбы – страдание и любовь, падение и восстание. Я вместе с ними иду к Богу. Ведь если путь не ведет к Богу, значит этот путь в НИКУДА. Когда побеждают мои герои, а это, прежде всего, победа духа, я переживаю это как собственную победу.
Мое детство… было счастливым. Моя бабушка была мудрым человеком, и общение с нею было подлинным счастьем познания мира и христианской доброты. Моя мама прививала мне любовь к чтению и водила меня в театр. Она стремилась воспитать мои мысли и чувства в образах прекрасного. Чтение книг открывало передо мною такой разнообразный, увлекательный и интересный мир, что я все время жил с ощущением, что меня впереди ожидает что-то невероятное и значительное. Так оно и случилось. Передо мною открылся мир православной веры…
Сегодня я точно понимаю, что жизнь… обретает смысл только в Боге и с Богом, а иначе она теряет всякий смысл.
Господь мне подарил много… счастливых и благодатный минут общения с людьми подлинной высокой духовной культуры. Эти встречи оставили неизгладимый след в моей душе. Я не верю в случайность встреч, все происходит по Промыслу Божию, всегда благому и совершенному. От человека зависит, принять этот Промысл Божий или отвергнуть его.
Моя Родина… созидалась святыми подвижниками Христовой Церкви. Такими как равноапостольная княгиня Ольга, креститель Руси великий князь Владимир. Благоверных князей, преподобных подвижников благочестия и русских святителей просто невозможно перечислить… Вот почему наше Отечество называли Святой Русью. Великой нашу Державу сделала православная вера.
Православие – это даже не религия, это… образ жизни, нравственный стержень народа, принявшего эстафету из рук Православной Византии и понесшего ее сквозь века. Именно православие обогатило славянские души наших предков. Русский народ воспринял всем сердцем проповедь Евангелия и стал народом-богоносцем. Православие, не отвергая земного бытия, направило мысли и чувства нашего народа к горнему миру, возвело русскую культуру в ранг мировой великой культуры.
Когда меня ругали… Вот этого я не помню, чтобы меня ругали.
Жизнь так полна и щедра… событиями, что этого вполне хватило бы на сотни романов и повестей. Но поскольку жизнь еще и коротка, то сотни книг не получится, для этого я слишком ленив. Я медленно работаю над своими произведениями, с раскачкой. Но когда открывается второе дыхание, это как у спортсмена, то могу написать за неделю больше, чем за месяцы предыдущей работы.
Мое поколение — это поколение людей… еще не извращенных идеологией потребительства, успешно насаждаемой Западом в Росси в последние два десятилетия. Как это ни странно покажется, но при ограничении религиозной свободы у нас в советские годы продолжала сохраняться духовность, прививаемая через русскую литературу. Идеи святости и евангельской доброты продолжали жить благодаря великим гениям русской культуры, которая в своей основе оставалась религиозной, возвышенной, зовущей к Небу, к нравственному подвигу во имя любви к Родине и людям.
Вызывать смех у читателя для меня - это… следствие комичных ситуаций, которые происходят с моими литературными героями. Я за добрый юмор. Не за гомерический смех, уничижающий человеческое достоинство, а за добрую улыбку, как следствие неизбывной любви к человеку со всеми его недостатками и достоинствами.
А вот слезы после моих рассказов - это… слезы, омывающие душу от скверны и нечистоты. Во всяком случае, именно так я сам это переживаю. Эти слезы вызывают стремление исправить свою жизнь, сделать ее чище.
Герои моих книг - это… это в основном простые и добрые люди, которым мне как автору хочется подражать.
А вот мой любимый автор - … Алексей Константинович Толстой, да и все наши русские писатели, начиная с Александра Сергеевича Пушкина и заканчивая Валентином Распутиным. Много любимых авторов и среди авторов зарубежной классики. Я всеяден. Любая увлекательная и умная книга приносит мне счастье.
Мой дебют как писателя состоялся… в 2002 году в литературном журнале Волгограда «Отчий край». Затем были сборники рассказов в Петербурге и Москве.
Счастье — это очень просто… Когда хочется молиться или петь, тогда и счастье.
Что у меня получается лучше всего?.. Пожалуй, лучше всего у меня получается декламировать стихи моих любимых поэтов. Это, прежде всего, Александр Солодовников, Алексей Константинович Толстой, Николай Гумилев и другие. Так же неплохо, судя по реакции моих друзей, у меня получается петь некоторые романсы и песню о Кудеяре-разбойнике.
Внутри каждого из нас… притаился ребенок, который нет-нет да и проявит себя то ли в глупых капризах и необдуманных поступках, то ли в чистой и незамутненной любви к своим ближним.
Как же скучно все время… повторять, что скучают только скучные люди.
Мой любимый анекдот… такой. Идет пустынник по пустыне и вдруг ему навстречу выходит лев. Пустынник взмолился: «О! Пусть этот лев станет православным!» Пустынник надеялся, что если его молитва будет услышана и лев станет православным, то он наверняка не будет есть благочестивого монаха. И произошло чудо. Лев встал на задние лапы, передние воздел к небу и произнес человеческим голосом: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даешь им пищу во благовремении…».
Совет начинающим писателям таков… Писателями не становятся - ими рождаются, потому как всякий талант от Бога. Если таковой есть, то все остальное вам по силам. Обычно вдохновение приходит к писателю в виде идеи будущего произведения. Если появилась такая идея, то необходимо включать творческую фантазию. Творческая фантазия выстраивает сюжетную линию вашего будущего произведения. А затем надо садиться за стол и работать, то есть писать. Это хоть и технический процесс, требующий большого физического напряжения сил, но в то же время и творческий. У каждого писателя свой метод этой работы. Кто-то практически не перечитывает написанного. Я же напротив, перечитываю по нескольку раз и редактирую работу по ходу. Что-то выбрасываю, что-то меняю. Меняю местами главы. Есть рассказы, которые я написал сразу и почти ничего в них не менял. А вот в повестях и романах, всех без исключения, менял много по ходу работы. Особенно начало произведения. Меняю его, пока оно меня полностью не удовлетворит. Если что-то написанное мною при прочтении царапает душу, то я без всякой жалости отправляю в мусорную корзину абзацы или даже целые главы. Очень часто при написании книги я не знаю, чем мое произведение закончится, но продолжаю писать в надежде, что концовку подскажут мои литературные герои. И никогда они меня еще не подвели. Здесь, несомненно, играет большую роль писательская интуиция. Писателем быть очень интересно, но только при условии, если он обладает даром сочинительства, то есть творческой фантазией.
Подготовила Юлия Алексеева