Хабаровск православный Журнал Хабаровская семинария: приемная кампания, важность дисциплины и как воспитать хорошего пастыря

Хабаровская семинария: приемная кампания, важность дисциплины и как воспитать хорошего пастыря

Информационный отдел Хабаровской епархии

27.07.2020

В самом разгаре прием документов для очного и заочного обучения в Хабаровской духовной семинарии.

О важности дисциплины, приемной кампании и как воспитать хорошего пастыря рассказывает и. о. первого проректора Хабаровской духовной семинарии Михаил Владимирович Квашнин.

- Михаил Владимирович, сколько человек сейчас учится на очном отделении?

- В данный момент – около тридцати человек. Это связано со спецификой.  Сколько Земля рождает или христианские общины кандидатов в будущие священники, столько нам ребят и приходит. Если христианство будет развиваться (будет больше общин, больше приходов) необходимо будет готовить больше пастырей.

- На заочном отделении в семинарии учится около 200 человек. Почему такая разница с очным отделением?

- Тут разные причины, кто-то уже стал священником, а потом пошёл   учиться, кто-то достаточно взрослый семейный, поэтому учиться ему удобно заочно. Особенно из других регионов. Хотя заочно учиться сложнее. мы все прекрасно понимаем, что заочное обучение требует большой самодисциплины, самоорганизации и не все это могут сделать.

Тем более если священник, у него приходские обязанности, семейные, дети. Но по-разному, кстати, получается. Порой некоторые священнослужители, обремененные большим семейством и приходом, учатся лучше, чем некоторые очники.

- Семинария – закрытое заведение. Студенты очного отделения здесь живут. У них - строгий распорядок дня. С чем связана определенная аскеза?

- Внешний распорядок жизни семинариста похож на распорядок жизни допустим курсанта военного училища, но духовная семинария является учебным заведением закрытого типа, то есть мы рады гостям, принимаем их на экскурсиях. Но всё-таки не так свободно зайти. Я упомянул военные училища не зря, с древности начиная, например, со святителя Климента Римского, который сравнивал порядок в христианской общине с порядком в римском строе. Мы знаем, что римская армия была организованная, четкая и очень часто христианин называется воином Христовым, и где-то бывает со спортом сравнение, апостол Павел сравнивает как на ристалище: на каком-то соревновании все бегут, но первые получают награду. Здесь, конечно, награду получает не только первые, но нужно бежать вперед, забывая о том, что было сзади: подвиг этот христианский нести.

Святитель Иоанн Златоуст называет его атлетом Христовым, потому что христианин выходит на схватку с дьяволом, с грехом, со своими страстями со своими немощами, это касается любого христианина, тем более - командира, который будет вести других христиан. Недаром такая форма принята в военных училищах: какая-то аскеза, какие-то ограничения, дисциплина. Человек погружается полностью в эту среду, чтобы ничего не отвлекало. Он готовился служить своему отечеству и своим близким. Здесь так же христианин, желающий послужить на поприще командира духовного воинства, он должен тоже оставить внешние отношения. Конечно же это не означает, что семинария монастырь, не нужно здесь полностью параллели проводить, но на какое-то время оставить какие-то свои заботы, попечения и погрузиться с одной стороны в учебный процесс: впитывать знания которые необходимы для будущего священнослужения, а с другой стороны и практически свою жизнь упорядочить: понять его это или не его.

Сердцем семинарии является вовсе не аудитория, сердцем семинарии является храм и Богослужения. В первую очередь конечно же жизнь священника - это предстояние перед Богом за свою паству, но для этого уже необходимы знания и знания порядка богослужения и знания богословия для того, чтобы исполнить правило святоотеческое. Ну конечно же знание каких-то общенаучных дисциплин. Будущему священнику предстоит с одной стороны общаться с людьми разной весовой категории в плане науки, то есть нужно где-то уровень свою протянуть, с другой стороны, мы знаем, что святые отцы богословы не чурались знаний и философии античной, и науки и как-то органично использовали в богословских знаниях.

- Какой распорядок дня у семинаристов?

- В 7 утра подъём, потом утренняя зарядка. Нужно сказать, что это - не совсем нововведение, до революции в некоторых семинариях были зарядки.

После зарядки ребята заканчивают уборку своей комнаты, приводят себя в порядок, и начинается и утренняя молитва. В храме раз в неделю по понедельникам утренняя молитва начинается раньше 8:00 и после этого следует братский молебен святителю Иннокентию, нашему покровителю: миссионеру Дальнего Востока, Северной Америки и Восточной Сибири.

- Помогает ли святитель Иннокентий сдавать студентам зачеты и экзамены?

- У каждого свой опыт, и не только в нашей семинарии. Конечно помогает, но нельзя такой подход осуществлять, что я буду лентяем, а потом помолюсь и мне всё поможет. Помню нам рассказывал преподаватель наш, когда он действительно был занят на послушании и не мог физически в полной мере подготовиться, он молился преподобному Серафиму Саровскому. У него объективные были причины: он не мог подготовиться и выучил один билет. Этот билет ему попался по молитве преподобному. Можно сказать, что была случайность, но для него это не было случайностью. Он просил, эта просьба была услышана, и в итоге он нарастил свои знания, закончил академию и у нас был преподавателем.

После утренней молитвы завтрак и в 9:00 начинаются учебные занятия.  Каждый день по 4 пары, за исключением субботы. В субботу у нас - по две пары. Между двумя парами перерыв на обед, после 4 пары – полдник. И поскольку всё-таки мы живем в закрытом типе образовательного учреждения, где есть штат сотрудников, но всё-таки нужно помогать.  Ребята назначаются на трудовые послушания. Это – кухня, это уборка территории, уборка каких-то помещений. Если работы нет, то они могут быть свободны до самоподготовки. Вечером, опять же не могу не провести параллель с военными училищами, самоподготовка. И у нас, и у них. Конечно это не значит, что ребята в другое время не могут заниматься самоподготовкой, но здесь выделяется время, когда мы стараемся не трогать их. Но и не отпускать их просто погулять по улице. Они до ужина учатся. В 19 часов – ужин, а после ужина у них свободное время. То есть можно выйти свободно в город или заняться каким-то своими делами.

- Сколько предметов изучается в семинарии?

- У нас около 40 преподавателей. Порой бывает, что преподавателей больше, чем студентов, но, учитывая, что один преподаватель преподаёт несколько дисциплин и дисциплин достаточно много, понятно, что это рассчитано на многолетнее образование. Более 50 предметов изучается.

- Только языков в семинарии изучается 5. Тяжелее всего какие предметы даются ученикам?

- Всё зависит от человека: у кого-то более гуманитарный склад, у кого-то - более технический. За свою бытность в семинарии слышал претензии противоположные. Когда я еще учился, один из студентов говорил: «Я думал, что мы здесь будем учиться, а здесь нужно работать, я к тому был не готов». А другой сейчас семинарист наоборот говорит: «Мне нравится руками трудиться, а тут много заставляют учиться», у нас сочетается и то и другое. Конечно, каждому по-разному.  Тем ребятам, которые имеют высшее образование, в армии послужили, не сразу со школы пришли, им проще. К сожалению, уровень наших школьников понижается, это общемировой тренд, вот здесь нам приходится корректировать и подтягивать кого-то.

- Главное в семинарии - воспитать хорошего пастыря?

- Мы уже сказали, что сердце семинарии находится не в аудитории, а в храме. То есть в первую очередь конечно невозможно без Бога что-то сделать. Господь сказал, что без Меня не можете делать нечего. И тут с одной стороны - призвание человека на пастырский труд. С другой стороны, мы помним, что Иуду тоже призывал сам Спаситель, он имел Дары исцелений, также проповедовал Слово Божие, но закончил очень плохо, то есть необходим личный труд. В православном богословии это называется синергия. Спасает нас Бог. Он подает нам свою благодать, но не без нас. А если мы не захотим, то Бог здесь бессилен окажется. Несмотря на свое всемогущество, Он человека не подавляет. Здесь Божье призвание даёт плод тогда, когда сочетается с ответным шагом от человека и наоборот. Желание человека приносит плод, когда сочетается с тем, что есть Божье благословение конкретно этому человеку быть служителем Церкви. Но большая доля ответственности лежит на воспитателях. В этом процессе синергии, соработничества, участвует и администрация семинарии, преподаватели.

Где-то конечно есть элементы понуждения, опять же как же также возвращаясь к военным училищам. Но не нужно думать, что в семинарии все гайки закручены, есть большая степень свободы, но с другой стороны - степени ответственности. Всё-таки где-то приходится понуждать, для того чтобы внутренний стержень самовоспитания образовался.

- Навыки дисциплины, полученные в семинарии, пригодятся ли будущим батюшкам, допустим в селе? Ведь вдали от священноначалия есть соблазн расслабиться.

- Внешняя организация жизни тоже палка о двух концах. С одной стороны, помогает привить внутренний распорядок, самодисциплину, с другой стороны, очень важно уже самому по окончании семинарии это поддерживать. Ребята тренируются в этом на каникулах: не будет к ним приходить дежурный помощник, чтобы разбудить, если кто-то проспал, сказать, что пора на молитву. Здесь уже элемент самоорганизации и доля ответственности. Всё-таки, ты сюда пришел добровольно, никто палкой сюда не гнал. Соответственно дальше нужно себя понуждать, и понимать, особенно если станут священнослужителями, что на них будет смотреть паства, и они будут призваны учить других. Если человек учит словом, но не учит делом, то всё это слово оно оказывается тщетным: не работает.

- А если во время обучения вы видите, что из студента не получится священника?

- Нужно понимать, что хотя основная цель семинарии - это подготовка священнослужителей, но тем не менее это не исключительная цель. В церкви есть много различных служений, где может пригодиться духовное образование, но даже если он будет трудиться не в Церкви, то останется хорошим христианином. Это образование лично для этого человека понадобится, потому что здесь ничто ему иное, как в более глубокой степени церковное предание, которое необходимо нам для спасения. Так же он этим преданием сможет делиться с другими ближними в каким-то неформальном режиме.

-  Преподавать где-то сможет?

- Если человек показывает какие-то высоты знания, желает трудиться в Церкви, то его будут рекомендовать для поступления в Академию для продолжения обучения. и дальше он может преподавать.

- Каковы планы?

- Сейчас мы стараемся вернуться к тому, что было вначале: к традиционному духовному образованию. Какие-то моменты, которые мы проходили, мы стараемся сохранить. И китайский язык у нас остался (я был сторонником, чтобы он всё-таки изучался), но понятно, чтобы серьезно изучить китайский язык нужно примерно часа три ему в день серьёзно уделять. Если всех семинаристов заставлять учить китайский в таком формате, то пострадают другие дисциплины. Мы даём такой ознакомительный формат. Кому надо, кому нравится, кто хочет быть миссионером, то нужно будет приложить какие-то свои усилия.

- Есть ли в семинарии миссионерская практика?

- Миссионерская практика есть. В этом году планировали поездки по отдаленным посёлком  (даже руководителем  миссионерской практики попросили быть иеромонаха Софрония - руководителя Миссионерского отдела Хабаровской епархии - для того чтобы это было легче организовать), но в связи с пандемией не получилось.

Наш ректор отец Пантелеймон в бытность свою в Московской духовной академии был руководителем Миссионерского отдела Московской духовной академии. Поэтому, когда приехал, он задавал такие вопросы. У нас ребята уже в посёлки ездили, но есть определенные сложности финансовые. В том числе нужно дорогу оплатить и время выбрать, чтобы не повредить учебному процессу.  Больше интересно священнослужителям, чтобы это был приезд на выходных.

В прошлых годах была так сказать рассредоточенная миссионерская практика при храмах, студенты помогали быть приходскими консультантами.

-  Когда у вас начинается приемная кампания?

- У нас уже идет прием документов, сама приемная кампания начинается непосредственно с 20 августа. Это мы говорим о студентах абитуриентах очниках, а у заочников чуть позже будет вступительное испытание.

Напомню, что подготовительное отделение нашей семинарии, это нисколько не подобно подготовительному отделению при вузах, где просто готовят к поступлению.  У нас при переходе на болонскую систему четырёхлетнего образования, подготовительное отделение по сути это первый курс пятилетнего образования. А 1 курс бакалавриата - это как второй курс специалитета, для того чтобы сохранить большой объём дисциплин пришлось вот на такой шаг пойти. Поэтому  не стоит не смущаться абитуриентам, что будут учиться на подготовительном отделении.

- Почему очники - без бороды?

- Есть такая традиция в семинарии, что до принятия первого сана церковнослужителя – чтец, семинаристы носят обычную стрижку короткую и бреют бороду.  После того как они принимают первую степень чтеца, уже благословляется по уставу в нашей семинарии ношение бороды и соответствующей причёски. Ну вот такой вот правила очень дисциплинирующее.

 



Новости, Хабаровская семинария